Путешествие к святой Зосиме 

В Оренбуржье немало мест, почитаемых православными верующими. Могилы святых не являются объектами традиционных паломнических маршрутов, но народная тропа к ним не зарастает. Ее протоптали оренбуржцы, которые верят, что подвижники веры им обязательно помогут. Журналист нашей газеты — одна из них. 
Рассказы о православных святых, о чудесах, происходящих с людьми, которые обращаются к ним за помощью, всегда вызывали у меня неподдельный интерес. И я искренне верю в их силу и даже факт своего материнства связываю с заступничеством Богородицы. Чудо произошло 17 лет назад. Тогда вместе с прихожанами и священниками Дмитриевской церкви я отправилась в поселок Красноусольский в Башкирии. Туда, где на соленом ключе при Вознесенской пустыни впервые явилась людям Табынская икона Божьей Матери. В месте массового паломничества православных христиан на святой горе стоит храм в честь Табынской иконы, а под горой — пещера со святым источником. В маленьком гроте я простыми словами попросила Богородицу о самом сокровенном — о рождении дочки. Записочку с прошением вложила в свободную щелочку в своде пещеры, потом окунулась трижды в ледяную воду купели. Из поездки вернулась с верой. По вере мне и воздалось. Через месяц узнала, что стану мамой. И чуть раньше положенного срока родила дочку Сашеньку. 
В поисках захоронения 
Со временем моя география посещения святых мест расширилась: Сергиевская лавра, Дивеево, Оптина пустынь, монастырь Петра и Февронии в городе Муроме… И в какой-то момент пришла мысль о том, что и в Оренбургской области есть чему удивляться и поклоняться. 
В этом году перед Радоницей я решила отыскать могилу преподобной Зосимы Эннатской, о которой много слышала и читала. Отправилась в село Сенцовка Октябрьского района, которого уже нет на карте нашей области. В прошлом году из него уехали последние жители — две женщины преклонного возраста. На межпоселковой трассе теперь даже указателей нет, напоминающих о том, что совсем недавно здесь было поселение, в домах топились печи, мерно текла жизнь. На мое счастье, грейдерная дорога, ведущая из Ильинки к призрачной Сенцовке, оказалась в хорошем состоянии. Местами она похожа на вымощенную мостовую, только не из красного булыжника, а из желтого камня. По ней на местное кладбище и приезжают люди, чтобы проведать своих умерших родственников. И паломники в Сенцовку заглядывают, просят о заступничестве и помощи преподобную Зосиму Эннатскую, в миру Евдокию Яковлевну Суханову. Старица умерла в 1935 году в возрасте 115 лет. Перед смертью советовала людям, чтобы они приходили к ней, когда будет плохо. И люди приходят. Пришла и я. И увидела удручающую картину. Каменный забор сельского кладбища разрушился. От ворот осталась металлическая арка. Кругом — кучи мусора. 
На общем фоне забвения и разрухи выделялась лишь могилка матушки Зосимы. Памятник и надгробие из черного гранита сложно не заметить. Кто-то недавно был здесь: на погосте лежат конфеты, крашеное пасхальное яичко. Удивительно, что птицы приношения не трогают. С памятника на каждого пришедшего смотрит матушка Зосима в монашеской схиме. 
По травинке, по камешку… 
На кладбище мне довелось познакомиться с супругами Ананьевыми. Сергей и Надежда приехали навести порядок на могилах родственников. Когда-то они жили в Сенцовке. И о жизни матушки Зосимы могут рассказывать много и долго. 
— Одно время матушка Зосима у моей бабки Феклы Никифоровны Татьяниной жила, потом у сестры своей Анютки… Ютилась и в бане у Беловых. Они тоже ей родней доводились. Дома своего у старицы не было, большевики ее преследовали, вот она и скиталась. Односельчане привечали Зосиму. Хорошая она была, говорят. Прозорливая. Многим помогала, — рассказывает Сергей Ананьев. 
Его супруга вспоминает, как свекровь первый раз подвела ее к могилке Зосимы и велела «поговорить» со святой о своем, о женском. 
— Сколько помню, могилка Зосимы всегда ухоженная. Каждый из тех, кто приезжает на кладбище, считает своим долгом сорную траву подергать, покосившийся крест поправить, — рассказывает Надежда. 
На могиле старицы по количеству сделанных подзахоронений пять крестов установлено. А в прошлом году на погосте гранитный памятник появился. Единственное монументальное сооружение на сельском кладбище. 
Чудеса случаются 
— Мы Зосиму матушкой называли. На могилку к ней ходили молиться и молодые девчата, и старушки. Там и лавочка, и столик стояли. Потом их убрали, — рассказывает баба Настя Карякина. Она всю жизнь прожила в Сенцовке, лишь несколько лет назад переехала в соседнюю Ильинку. 
88-летняя женщина помнит, как всей деревней умоляли братию Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии не увозить останки святой из Сенцовки в Башкирию. Жителей деревни, конечно, никто не послушал. Захоронение вскрыли, мощи увезли. А сельчане остались жить с верой в великую силу святой и надеждой, что из могилы забрали не все останки. 
В 1980-х годах на кладбище приезжал афонский старец Серафим Томин. Он поставил на могиле металлический крест, который стоит до сих пор. На нержавеющей табличке — надпись благодарения за исцеление его во младенчестве и предсказание будущего монашества. 
Старожилы утверждают, что первоначально на могиле матушки Зосимы стоял кипарисовый крест, который старица на себе принесла из Иерусалима. Он был большой, широкий, темной окраски. Со временем его весь изрезали и по щепочкам разобрали. Щепу эту люди водой заливали, настаивали, а потом пили, больных умывали этой водицей… 
И землю с могилки православные разбирали пригоршнями, приходилось постоянно подсыпать холмик, чтобы он совсем не исчез. Землю с могилы Зосимы не только к больному месту прикладывали, но и в питье добавляли. 
— Я не раз видела, как буйных людей со связанными руками к могилке привозили. Они сначала буйствовали, а потом постепенно затихали. Бес из них выходил, — сообщает баба Настя, осеняя себя крестом. 
От благодарных чад 
Игумен Николай Чернышов, настоятель Покрово-Эннатского мужского монастыря Салаватской епархии, где в настоящее время хранятся мощи матушки Зосимы, уверен, что гранитный монумент на могиле преподобной установили ее духовные чада. 
В прошлом году два жителя Санкт-Петербурга приезжали в монастырь и просили игумена благословить на установку памятника, а потом освятить надгробие. 
— Эскиз я одобрил, но от освящения вынужден был отказаться, так как не могу самовольничать в чужой епархии, — объясняет игумен. 
…Теперь паломники увозят с могилы святой Зосимы не щепу и не землю, а камешки. И я взяла несколько штук. На всякий случай. 

Монахи Покрово-Эннатского монастыря, где в настоящее время находятся мощи матушки Зосимы, считают, что святая старица достойна возведения в Оренбуржье храма в ее честь.

В июне 2006 года уроженка Сенцовки Евдокия Яковлевна Суханова (преподобная Зосима) была канонизирована в лике местночтимых святых Уфимской епархии.
 
 
 
 

В башкирской обители Зосима лишь послушание несла, а в Оренбуржье большую часть жизни провела. 

 
 
 
 
Людмила Яковлева.

Добавить комментарий