Социальные работники Орска осваивают новые формы работы. Проект «Не рядом, а вместе!» помог изменить жизнь более 40 воспитанников СРЦН «Росток».
Проект предполагает закрепление за ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию, взрослого человека.
— Не секрет, что истории жизни ребят сложные, зачастую очень трагичные. Многим действительно нужен успешный друг-наставник, который способен выслушать и поделиться собственным опытом, — рассказывает директор социально-реабилитационного центра Марина Тарасова.
Тринадцатилетняя Алиса Б. попала в «Росток» в апреле. Ее другом стала студентка вуза, будущий психолог Кристина. В свободное от учебы время наставница навещает девочку, часто созванивается с ней по телефону.
— Она красивая, добрая и умная. У нас с ней много общего. Даже музыка одинаковая нравится. Дома в деревне у меня таких подруг нет. Кристина мне как старшая сестра, — признается Алиса.
Педагоги «Ростка» не скрывают, что найти наставника подростку — задача не простая. Кандидатов ищут среди преподавателей и студентов техникумов и вузов, сотрудников полиции, медицинских работников, успешных бизнесменов.
По условиям проекта, суть взаимодействия между наставником и ребенком не в оказании материальной помощи, а в общении. Потому в формировании каждой пары принимают участие психологи и социальные педагоги. Они проводят тренинги, определяют совместимость детей и взрослых.
После прохождения всех необходимых этапов сотрудник полиции Светлана Леонидовна Шаульская стала настоящим другом для Даши Н.
Для самой женщины участие в проекте — дань памяти бабушке, которую воспитала чужая семья.
— Бабушка родилась в годы Первой мировой войны, была одиннадцатым ребенком в семье. Не то что одежды, еды на всех не хватало. Вот соседи и сжалились над ней, малышкой. И я решила помочь в воспитании девочки, семья которой оказалась в трудной жизненной ситуации, — объясняет Светлана Леонидовна.
О своей юной подружке наставник рассказывает с гордостью. И стихи Даша пишет, и по ткани выжигает, и в творческих конкурсах участвует, и читает много.
Недавно Дашу перевели в детский дом. Но Светлана Леонидовна регулярно ее навещает, а на выходные к себе домой забирает. Сейчас девочка в загородном лагере отдыхает, наставница и туда приезжает.
— Очень хочется, чтобы в жизни каждого нашего воспитанника появился такой заинтересованный, внимательный и чуткий человек, — делятся педагоги социально-реабилитационного центра.
В Москве и в Казани проекты, направленные на снижение уровня тревожности и агрессии, на повышение уровня социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действуют давно и успешно. В Оренбуржье такой опыт пока скорее исключение, чем правило.
До контакта с детьми проводится большая работа с наставниками.
Их учат реагировать на эмоциональные всплески подростков, разрешать конфликтные ситуации и др.