— А вы ходите в театры?
— Конечно! Там же отличные буфеты!
Это не интермедия клоунов. Это — абсолютно правдивый диалог советских времен, времен тотального дефицита. Чтобы поесть бутерброды с красной и черной икрой, выпить бокал шампанского или «соточку» армянского коньяка, многие истерли до дыр красные дорожки театральных коридоров и посмотрели все спектакли обоих театров с разными актерскими составами. У спиртного в этих организациях культуры всегда имелась своя, так сказать, аудитория. Помните Райкина с его бессмертным «В греческом зале»?
«Музей, а хуже забегаловки… В Третьяковке хоть солянка была. А на вернисаже — одна минеральная».
И вы — истинный поклонник Шекспира — вынуждены были терпеть, когда сосед после антракта возвращался, распространяя ароматы «свежака». Кто-то из «принявших за воротник» начинал вдруг активно вникать в сюжетную линию спектакля, комментируя все мизансцены. А другой же, наоборот, клевал носом и, заваливаясь на плечо соседа, засыпал.
Я, конечно, не помню, где буфет был лучше — в драматическом или музыкальном театре, но то, что продажа алкогольной продукции и деликатесной колбасы там шла обычно очень бойко, знаю прекрасно. В очередь!
И вот теперь Госдума одобрила поправку, вновь разрешающую продажу алкоголя в организациях культуры. В расширенный список мест, где можно будет наливать в графинчики, помимо театров могут попасть: музеи, галереи, библиотеки, архивы, цирки, зоопарки, планетарии, ботанические сады, дома культуры. Словом, все места отдыха людей, доселе предлагающие народу иной, чем в ресторанах, досуг. Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» уже принят во втором чтении. Третье чтение перенесено на осеннюю сессию.
Председатель Комитета по культуре Елена Ямпольская считает подобную инициативу ошибкой. Да и странно, что предложена поправка депутатами, среди которых нет ни одного члена Комитета по культуре.
Понятно, что любые внебюджетные средства, заработанные учреждением культуры, ему не помешают — не так велики суммы, выделяемые на культуру в нашей стране. Но есть в жизни вещи, которые дороже денег: сохранение наследия и безопасность граждан. Вспомним, например, как нетрезвый вандал растерзал в Третьяковской галерее картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Ущерб, нанесенный им, оценивается почти в 20 млн руб.
— Но, — скажет тот, кто часто путешествует по Европе, — возьмите Францию. В величественном Лувре, например, разместили многочисленные кафе и рестораны, и у каждого в меню по 20 аперитивов плюс огромный выбор вина и шампанского, да еще погребки внизу.
И тут все деятели культуры РФ в один голос воскликнут: «Ну, это же Франция, где умению распивать спиртные напитки учат, и наука эта насчитывает столетия!» А представьте себе эту же картину, но на площадке перед театром музыкальной комедии или драматическим в Оренбурге. Нравится? Или в музее изо, например, вводится «счастливый час», когда бокал вина продается по цене стакана воды. Как думаете, врачи-наркологи примут это на ура? А именно такими акциями славится парижский музей Орсе.
Понимаю, что у правительственно-депутатской инициативы имеются ярые поклонники — и наверху, и на местах. Кому-то может понравиться ходить в планетарий: «Две звездочки, три звездочки, но лучше, конечно, пять звездочек». А чей-то хоровой кружок (пионеров, пенсионеров — все равно) в Доме творчества вдруг затянет «Мы пойдем с конем…» с таким неслыханным артистизмом, что переплюнет самого Расторгуева!
Инициатива инициативой, но очаги культуры в России не для вакханалий. У них другие цели и задачи. И до осени — третьего чтения новых поправок — у депутатов еще есть время это понять.
Увы, мы иначе относимся к спиртному, что нужно учитывать, готовя любые документы, расширяющие возможности русского человека «пропустить по маленькой». Нашим людям уже вполне хватает мест, где можно это сделать со смаком, не пререкаясь с экскурсоводами…