Искусство на языке жестов 

6 глав 2 - Искусство на языке жестов 

Этим летом небольшая труппа независимого театра SOLARIS порадовала оренбуржцев новыми постановками. Очередной сезон выступлений уличных артистов закрыт. О самобытности уникального театра пантомимы рассказывает его руководитель и режиссер Любовь Горбовски. 
-Как в Оренбуржье появился театр, актеры которого изъясняются со зрителем исключительно жестами? 
— Все началось с творческого порыва одного человека — Татьяны Мухитовой. У нее скопилась масса идей, которые хотелось реализовать в театральных постановках. Она объединила молодых людей, которые загорелись пантомимой. Сейчас уже никто и не помнит название первого спектакля. Но все помнят, какой успех принес дебютный спектакль. И захотелось его повторить. Так началась большая история со взлетами и падениями, трудностями и их преодолением креативного театра «Крылья». Я пришла в театр в 2008 году после окончания хореографической школы. Мечтала поступать в театральный и подумала, что «Крылья» — это как раз то, что мне нужно. Да так и осталась в коллективе, а через семь лет возглавила его. Конечно, мы меняемся, находимся в постоянном поиске. Смотрим на фотографии прошлых лет и удивляемся, насколько примитивны были костюмы, например. А чему удивляться? Денег-то никогда не было… 
— Сколько актеров в труппе театра SOLARIS? 
— Пять основных актеров и группа музыкантов. Были времена, когда нас было двое-трое, бывало и двадцать пять-тридцать. Теперь остался тот костяк, который работает не за зарплату, а для души. Потому что не может не играть. Для каждого из нас театр — это главное дело жизни. Мы независимы. Нам никто не диктует правил и условий. Мы подчиняемся только себе и зрителю. И размер труппы — совсем не главный фактор успеха. Главное ведь не количество артистов на сцене, а их игра. 
— Чем отличается ваш театр от других? 
— Мы используем исключительно авторский материал. У нас хватает идей, и нам интересно воплощать их на сцене. Большая часть наших спектаклей исполняется без слов. Мы передаем смысл и суть пьес жестами, мимикой, пластикой, пробуем себя в клоунаде. В репертуаре есть и речевые постановки, и контактная импровизация. 
— Большинство ваших выступлений проходят на улице. Это принцип такой? 
— Скорее, вынужденная необходимость. Собственного помещения у нас нет, а аренда зала — это дорогое удовольствие. Выступления на улице организовать намного проще и дешевле. Мы благодарны за поддержку областной библиотеке им. Н. К. Крупской. Шесть лет мы работаем вместе. При этом важно знать и помнить, что мы — не уличный театр. Мы просто выступаем на улице. 
— Кто приходит на ваши спектакли? 
— Нам кажется, что зритель взрослеет вместе с нами. Вообще, всегда ориентировались на взрослых людей, на 16+, как сейчас принято говорить. Но выступление на улице стирает возрастные границы. Ведь остановиться и посмотреть спектакль может любой человек. Радует, что многие становятся постоянными зрителями, следят за нашей афишей и стараются не пропускать ни одного выступления. 
— Этим летом вы представили три спектакля: перформанс «Творческий кризис», лирическую пантомиму «AMOR. AMOUR. AMARE» и клоунаду «Инь и Ян». Как это удалось? 
— Умудрились! Актерский состав у нас мощный. Мы уже семья, единый организм. Читаем мысли друг друга, особенно, когда находимся на сцене. По сценическому оформлению все эти постановки несложные. Для сравнения, над спектаклем «Приговор» по произведению Анны Ахматовой «Реквием» мы работали почти полгода. И саму идею вынашивали года два. Изучали биографию поэтессы, ее творчество. Пробовали читать, импровизировали… Этот спектакль, кстати, стал моей дипломной работой. 
— В чем плюсы пластических спектаклей, в которых актеры говорят языком тела и жестов? 
— Такие спектакли понятны людям, независимо от национальности. Прошлым летом у нас работали два парня-индуса. У одного с русским языком было хорошо, другой приходил на репетиции с переводчиком. Но когда они выходили на сцену, всем была понятна их игра. Считаю, что язык жестов универсален, он объединяет и оставляет зрителю возможность домысливать, достраивать… 
Вообще, нашу работу зритель оценивает ногами. Понравилось — остановился и смотрит. Не привлекли внимание — проходит мимо. Человека ж ничего не держит: ни средства, затраченные на билет, ни место в зале. 
Еще один критерий, по которому мы понимаем, нравится спектакль или нет — желание людей бросить копеечку в наш желтый чемодан, раскрытый для пожертвований во время выступлений. Хорошо поработали — вознаграждение получили. Не донесли свои эмоции до зрителей — с пустым чемоданом ушли. 
— У вас есть возможность гастролировать? 
— Бывает. В этом году, например, выбрались в Крым. Подали заявку на участие в проекте «Театральная улица» и получили приглашение. Все удачно сложилось: и время отпуска, и сумма необходимая, и спектакль на двоих готовый. Работали в Севастополе и Коктебеле. И нашли там зрителей со всей России. 
Раньше выезжали чаще. Нас знают в Уфе, в Самаре, в Туле… Основная работа не всегда позволяет гастролировать. Но любую возможность используем. 
— Вы довольны прошедшим сезоном? 
— Играли, как говорится, «от винта». И зритель был. И случилось то, ради чего мы играли. В Оренбурге такой добросвет создался. Очень приятно было слышать, как горожане после спектакля берут в руки телефон и сообщают друзьям: «Мы тут такое видели!» Или приглашают близких на спектакль: «Тут на улице представление! Давай, гони сюда!» Значит, мы свою задачу выполнили. 

 

6 глав 3 150x150 - Искусство на языке жестов Любовь Горбовски: «Смотреть свои спектакли из зала — большего мучения не придумаешь для режиссера. Лучше самой играть!». 

  
 

6 глав 1 150x150 - Искусство на языке жестов Первое выступление театра «Крылья» состоялось 11 апреля 2004 года в кинотеатре «Сокол». Креативный коллектив работал тогда на базе Дворца творчества детей и молодежи. В 2015 году «Крылья» получили новое имя SOLARIS и стали независимым театром. 

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий