Моя подруга-психотерапевт не перестает мучить меня разными психологическими играми. Их у нее в «копилке» сотни. То начнет допрашивать, хочу ли я вернуться в детский сад. А недавно ошарашила очередным тестом: «Что бы ты стала делать, если бы узнала, что жить тебе остался 1 год?»
Очень позитивный вопросик, правда? Я, конечно, впала в ступор. Не смогла сходу придумать себе развлечения на крышке гроба. Я вообще некоторое время говорить ни о чем не могла. А она спокойненько так мне советует: «А ты не торопись. Подумай пару дней, и вернемся к разговору».
Ну, а вы, дорогие читатели, готовы были бы принять подобный факт, написанный, скажем, в лабораторном заключении? Вы думаете, это я к чему? Да к тому, что, оказывается, сегодня медицина (мировая, конечно) скакнула так далеко, что способна по анализу крови дать человеку вполне четкий ответ на вопрос: до какого возраста он доживет! Если, конечно, кирпич не упадет ему на голову, он не будет ездить пьяным за рулем или пить «незамерзайку» — то есть, сам судьбу за хвост не станет дергать! Причем, как утверждают ученые, точность такого исследования — 80 %. Оговоримся сразу: методика до конца не отработана. Да и вряд ли она уже завтра поступит даже в самые продвинутые мировые клиники. Хотя уже сейчас авторы заявляют, что могут точно предсказывать вероятность осложнений при операциях, находят связь между плохой работой почек и быстрым развитием деменции. Но вот представьте ситуацию, когда маме еще в роддоме говорят: «Ваш мальчик (девочка) проживет, наверное, счастливо, но недолго»… Ясно, что такое заявление шокирует кого угодно.
Когда люди верят в существование загробного мира, так же сильно, как Цицерон, им наверняка легче: «Никто не в силах отнять у меня веру в бессмертие моей души, которое дает мне такое спокойствие, такое полное удовлетворение». Но билет с конкретной датой «переезда» от лаборанта поликлиники — это то, с чем люди пока еще не сталкивались, что неизвестно человеческому сознанию, философии, культуре, политике в конце концов.
Возможно, новое открытие скоро станет доступным всем интересующимся. Мир разделится. Одни посчитают это благом, ведь такое знание способно в корне изменить человеческую жизнь. Другие, думаю, не захотят заранее выбить на гранитной плите две самые важные даты жизненного пути.
Врачи, онкологи, кардиологи или реаниматологи, — те, кто видит человеческую смерть ежедневно, утверждают, что осведомленность о возможном скором конце все воспринимают по-разному. Кто-то оглядывается назад, пытаясь понять, что не успел, и наверстывает упущенное. Кто-то превращается в эгоиста, чтобы пожить в свое удовольствие, и не оставить ничего и никому. Есть те, кто, узнав про приближающийся конец, опускают руки, отказываясь лечиться, и умирают значительно раньше, чем отпущено судьбой. При этом они еще и ненавидят тех, кто здоров и остается жить.
Люди по природе своей — беспечные создания. Многие живут так, словно им отпущена вечность. Они забывают, как точно сформулировал суть вещей булгаковский Воланд: «…человек смертен… внезапно смертен». Люди тратят себя и свое здоровье на то, о чем потом горько сожалеют. И хотя в ХХ веке продолжительность жизни в развитых странах практически удвоилась, люди не изменились — не стали в два раза добродетельнее и мудрее.
Так вот, если про меня, тест моей подружки и исследования медиков. Лично я, подумав денек, поняла: тест глупый! Ни я, ни другой человек не сможет представить себя в положении смертника в теории. Чтобы ответить на подобный вопрос, нужно держать приговор врачей в руках, нужно иметь опыт. Люди, попадавшие в тоннель между жизнью и смертью, говорят, что их характер и поведение на 90% изменились.
Еще я поняла, что дату своей смерти узнать все-таки хочу. Как говорила всегда моя бабушка: «Помру, придут хоронить, а у меня посуда не вымыта!» Это она про то, что все дела нужно делать вовремя. И хотя я давно написала завещание, кое-что требует доработки. Сегодня я могу за себя поручиться, что не отправлюсь путешествовать, проматывая деньги детей и внуков. Да и «пускать с молотка» все квартиры, гаражи и автомобили, покупая сказочные пилюли, — не моя философия!
А вот как может измениться мое психическое состояние в ниспосланный последний год — знают только на небесах! Но я буду сильно стараться, чтобы прожить его в гармонии и согласии с близкими людьми.
Итак, вы приходите к доктору. Внимательно смотря вам в глаза или, наоборот, отводя взгляд в сторону, он говорит: «Мы посмотрели ваши анализы. Ну что, я могу вам сказать…».
Конечно, можете! Я — за информацию! А вдруг, она изменит человечество,
и люди перестанут профукивать свою жизнь, планируя ее счастливой
с самого рождения?