Ученики Марии Бельмесовой завоевали высшую награду в международной лингвистической игре. Это стало лучшим подарком молодому педагогу ко Дню учителя. Об особенностях преподавания английского языка и мотивации детей на успех Мария Олеговна рассказала нашему корреспонденту.
— Мария Олеговна, ребята Вас удивили?
— Скорее, результат стал ожидаемым. Мои ученики радуют меня своими успехами все больше. В прошлом году, например, мой ученик Андрей Решетов стал призером очно-заочной олимпиады по английскому языку «Кандидат в университет», которая проходит при поддержке МГИМО. Он вошел в десятку сильнейших восьмиклассников всей страны. В Казахстане на международной игре, кроме моих ребят, других школьников не было. Подростки соревновались со студентами, но разница в возрасте не помешала нашей команде стать лучшей. Все ребята молодцы! Особенно капитан Амина Бурматова! Единственная девушка в нашей команде очень талантлива, она много путешествует, летом успешно сдала экзамены в английской школе на Мальте. Отлично владеют устной разговорной речью и мальчишки.
— Как удается добиваться таких успехов в преподавании иностранного языка?
— Одна я бы и не добилась. А вместе с родителями ребят у нас все получается. Мамы и папы серьезно занимаются развитием своих детей, отправляют их в зарубежные школы на время летних каникул. И я стараюсь больше времени на уроках уделять именно развитию разговорной речи, использую учебники, написанные для английских школ. Не читаю детям лекции и не натаскиваю их. Мы общаемся, живо, эмоционально и интересно. Дети понимают, что английский язык — это один из главных инструментов познания мира. Потому и грамматику, и лексику учат охотно. Если у кого-то возникают трудности в усвоении материала, мы занимаемся во второй половине дня. В частной школе на Марсовом поле для этого созданы все условия. И никакой дополнительной платы не требуется. А когда ребенок старается, потраченного времени не жалко. И результаты тоже того стоят.
— Почему Вы пришли работать в частную школу?
— В школе на Марсовом поле я преподаю со дня ее открытия. И ни разу не пожалела о своем выборе. Здесь маленькие классы и много возможностей для индивидуальных занятий. Это несравнимо с государственными школами, где классы зачастую не делятся на группы для изучения иностранного языка. При этом всем понятно, что качественно обучать английскому языку 25-27 детей одновременно невозможно.
— Как быть, если способности к изучению иностранного языка у ученика отсутствуют?
— Конечно, способности у всех разные. Очень обидно, когда ребенок старается, прикладывает усилия, а результат оставляет желать лучшего. В таких случаях единственный способ поддерживать интерес к предмету — интегрировать его с увлечениями школьника. Нравится футбол — говорить на английском о футболе, увлечен музыкой — о музыке… И задания давать всегда по силам. Изучение английского языка должно приносить радость, а не превращаться в повинность.
— Мария Олеговна, уже несколько десятилетий профессия педагога не считается престижной в нашей стране. Почему вы стали учителем?
— Все довольно просто. Я — педагог в третьем поколении. Моя бабушка была учителем начальных классов, мама преподавала музыку и МХК. Я лишь продолжаю династию. Выбрала английский язык, наверно, потому, что мне повезло с учителями. Они были отличными специалистами, настоящими профессионалами. Теперь, проработав в школе восемь лет, я это очень хорошо понимаю. Мне интересен предмет во всех его проявлениях. Я веду уроки во вторых-девятых классах, преподаю английский и немецкий языки в педагогическом университете, успешно защитила кандидатскую диссертацию, мои статьи публикуются в престижных журналах. Все это приносит мне удовлетворение и заставляет двигаться вперед и осваивать новые вершины. Конечно, у учителя сейчас много бумажной работы, она отвлекает от творчества, от общения с детьми. Но есть реалии, которых избежать нельзя, потому и думать об этом стараюсь меньше.
— Какую роль английский язык играет в других аспектах Вашей жизни?
— Огромную. Без знания английского никуда. Однажды моим соседом в самолете оказался парень из Египта. И мы мило проболтали с ним весь полет. Тогда я по-настоящему осознала, что английский — это язык-посредник. Египтянин вряд ли будет учить русский, а я не знаю арабского. Английский нас объединил. Это международный язык. Он открывает нам неизвестные страницы мировой культуры. Замечательно слушать музыку, смотреть фильмы, читать книги и понимать, что хотел сказать именно автор, а не переводчик…
— С какими мыслями шагнули в новый учебный год?
— Это очень сложный для меня год. Мои ученики — девятиклассники. Они планируют сдавать ОГЭ по английскому языку. Это очень ответственно. Мне искренне хочется, чтоб все сдали экзамен только на хорошо и отлично. Я приложу для этого все усилия.
Команда учеников частной школы на Марсовом поле с любимым педагогом и наставником Марией Олеговной Бельмесовой готова еще не одну вершину покорить.
Беседовала Ирина ФООС.