Как появилась визитная карточка Оренбуржья? 

Песня «Оренбургский пуховый платок» была написана в 1958 году специально для хора, организованного в областной филармонии. О создании известной во всем мире песни, о репетициях и первых концертах вспоминает ветеран хора Клавдия Андреевна Шеина. 
— Песне «Оренбургский пуховый платок» 6 ноября 2019 года исполнится 61 год. Поэт Виктор Боков и композитор Григорий Пономаренко написали ее специально для женской хоровой группы только что созданного Оренбургского народного хора. В 1958 году хор появился. Артистов с музыкальным образованием в нем практически не было. В основном все, и я в том числе, пришли из самодеятельности. Мне тогда было 27 лет, я работала на производстве и участвовала в художественной самодеятельности в парке железнодорожников. На отборочные туры в филармонию меня привел баянист-аккомпаниатор. Вскоре я получила от руководства филармонии повестку-приглашение. 
В документе коротко сообщалось, что меня просят явиться на работу 25 июля 1958 года. Так в моей трудовой книжке появилась запись «вокалистка Оренбургского народного хора». 
Музыкальной грамоте мы были не обучены, не знали, как ноты пишутся, мелодии разучивали, полагаясь исключительно на слух. 
Поэт Виктор Боков и композитор Григорий Пономаренко приехали в Оренбург специально, чтобы сочинить несколько фирменных песен для нового коллектива. Они жили здесь около месяца, ездили по области, знакомились с историей края… Так появились «Расцвели оренбургские степи», «Гай-городок». Но ни одно из произведений не тянуло на главную композицию, которой народный хор мог бы заявить о себе всей стране. Помог случай. Перед отъездом Боков и Пономаренко в поисках сувениров отправились на рынок, и поэт выбрал в подарок для своей мамы красивый и теплый оренбургский платок. Там, на рынке, и родились строчки великой песни. На очередную репетицию авторы пришли с новым произведением. 
Пономаренко неплохо пел под баян. Когда они с Боковым сами исполнили нам песню, мы, сидя в зале, тихонько зашмыгали носами. Песня душу всколыхнула. Каждая свою маму вспомнила… Так и сорвалась первая репетиция. Ведь после слез, как известно, голоса «садятся». 
В составе первой хоровой женской группы Оренбургского народного хора нас было восемнадцать девчат. Для создания сценического образа во время исполнения песни мы накидывали на плечи ажурные паутинки, связанные по заказу на пуховой фабрике. Выходили на сцену, садились кружочком и пели. Я, Антонина Безбородова и Тамара Рылеева солировали… 
Первые слушатели и зрители во время исполнения песни «Оренбургский пуховый платок» откровенно плакали. Со сцены это было хорошо видно. Зал аплодировал нам стоя. Но на бис песня никогда не исполнялась. Это было запрещено. 
Песня до сих пор вызывает душевный трепет и волнение. Всему миру она известна в исполнении легендарной Людмилы Зыкиной. Артистка считала «Оренбургский пуховый платок» одной из своих главных песен. Однако нам, первым исполнителям, всегда казалось, что в сольном варианте она потеряла свое звучание и особую прелесть. Ведь произведение было написано специально для хора, разбито на голоса. Куплет начинал первый голос, на второй строчке вступал альт, а с третьей строчки — хор. Зря эту гармонию разрушили. Нельзя переделывать такие песни. 

Сейчас Клавдии Андреевне Шеиной 88 лет. Она давно не поет, но главную песню Оренбургской области помнит наизусть. 

 

Первый раз песня «Оренбургский пуховый платок» прозвучала со сцены филармонии 6 ноября 1958 года. На концерте, посвященном 41-ой годовщине Великого Октября. В программе было всего одно отделение, около двадцати номеров. 

Строки из биографии 
Клавдия Шеина родилась в селе Богородском Шарлыкского района. В детстве научилась вязать, но за платки и паутинки взялась уже взрослым человеком, когда переехала жить в Оренбург. Сначала под руководством сестры вязала, потом сама стала придумывать узоры. Вязала в основном на продажу, так как зарплата у артистов хора никогда не была высокой. Каждый платок приносил в семейный бюджет копеечку. 
До сих пор Клавдия Андреевна хранит паутинку 2х2 м, которую связала когда-то сама. 
Песню «Оренбургский пуховый платок» никогда не исполняла ни дома за работой, ни во время семейных праздников и застолий. Артисты хора считали, что эта песня должна только на сцене звучать, а в повседневной жизни можно и другие петь. 
На заслуженный отдых Клавдия Шеина ушла в 1986 году, в возрасте 55 лет. После этого вместе с мужем организовала фольклорный ансамбль 
«Танок». Он почти четверть века просуществовал. 
Фольклором Клавдия Андреевна интересовалась всегда. Сейчас в репертуаре Оренбургского народного хора немало песен, которые она собрала и обработала. 

Записала Людмила Яковлева.

Добавить комментарий