Ну и кто тут середняк? 

4 дв колонка - Ну и кто тут середняк? 

Заспорили неделю назад разные социо- и политологи на тему: «Сколько россиян можно отнести к среднему классу?» И правда, сколько? 
Раньше как-то все было понятно. Классов было четыре: рабочие, крестьяне, служащие и интеллигенция. И очень спокойно каждый гражданин советской страны относил себя к одной из перечисленных категорий. И не считалось зазорным сказать: «Я — из крестьян!» Или «Я — из служащих!» Ну как-то так… 
К интеллигенции точно относились те, кто сеет «разумное, доброе, вечное», а рабочие с гордостью шли на заводы и «давали 120 % плана к Великому Октябрю». В общем, все было ясно! 
А что же теперь? Мало того, что социологи, политологи и психологи сами запутались, кого в какой столбик внести, так еще россиян вовлекли в полемику, разбираясь, who is who… 
Всем понятно, что теперь в России сосуществуют три класса: богатые, середняки и бедные. И, как уверяют социологи, процент среднего класса стал настолько мизерным, что вот-вот растает быстро и незаметно, как льды Арктики. Как же решить, к кому мы с мужем относимся? 
Например, член комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер предлагает при проведении соцопросов на предмет идентификации финансовой состоятельности человека задавать только один вопрос: «Имеется ли у вас газонокосилка?» Политический деятель считает, что это остроумно и очень точно. Есть газонокосилка, значит имеется собственный дом, а следовательно, автомобиль. Ну уж если есть автомобиль, значит семья живет в достатке. На первый взгляд, действительно, все правильно! Но ведь граждане России по большей части живут в домах и ездят на машинах, взятых в кредит и по сути являющихся собственностью банков! Вот и получается, что газонокосилка может стать свидетельством не достатка, а полной нищеты и глубочайшей долговой ямы. 
Богатые везде живут примерно одинаково, бедные — тоже, а вот средний класс в каждой стране по-разному. Например, минимальная зарплата в Швеции — примерно 114 тысяч рублей в пересчете на нашу валюту. В среднем же люди в этой стране зарабатывают около 150-170 тысяч рублей в месяц. «Средние» американцы зарабатывают примерно 200 тысяч рублей в месяц. Правда, распространяется это не на все профессии. 
В Италии разница между доходами начальников и простых работников порой, как и у нас, достигает 300 тысяч рублей. Средний доход британцев — 300 тысяч рублей в месяц. В Финляндии на протяжении последних 40 лет меньше 100-140 тысяч рублей никто не получает. Это и есть доходы middle-класса. 
Средняя зарплата в России составляет 36 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге — 40 тысяч рублей. Именно столько зарабатывают россияне, которых социологи относят к среднему классу. Официальная статистика утверждает, что таких середняков в нашей стране 38,2 %, хотя при опросах самих граждан цифра получается в разы меньшая — всего 6 %. 
Такой разброс показателей объясняется «размытостью критериев». Ученые оперируют довольно абстрактными фразами вроде «устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей». Я перелопатила многие открытые источники, и картина получилась примерно вот такая. К среднему классу относятся россияне, у которых: доход на каждого члена семьи больше 200 тысяч рублей в месяц; в гараже стоят две машины, причем хотя бы одна из них иномарка; родители могут себе позволить отправить ребенка получать высшее образование за рубежом; на каждого члена семьи приходится не менее 40 м2 жилья; семья отдыхает за границей как минимум один раз в год. А самый главный критерий, который поможет прояснить ситуацию: человек сам должен считать себя средним классом! 
Действительно, только мое стойкое убеждение может отнести к среднему классу меня, имеющую доход в 21 тысячу на двоих с мужем, иномарку 2011 года выпуска, 4 кредита и дом с огородом! 

 

Вот и поверили мы с мужем, что к середнякам относимся. А почему бы и нет? Мы выучили детей, переехали в деревню, наша старая машина пока таскается по грунтовкам, правда все реже из-за стоимости бензина, дети живут отдельно… Можно успокоиться, и как мантры твердить с утра до вечера: «Я — средний класс!» Главное, повторять это убежденно, напористо и задиристо, не позволяя никому из окружения таких же середняков усомниться в нашем счастье! 

Галина Широнина. 

Добавить комментарий