Мы — первые… 

Позвонили мне пару дней назад друзья из Оренбурга. Они в прошлом мои соседи, живут на одной из самых оживленных улиц областного центра, на улице Чкалова. Я прожила там 30 лет. Мы с мужем вырастили в городской квартире на первом этаже двоих детей, выработали все годы трудового стажа, что были положены законом, и ушли на заслуженный отдых.

И вот тогда-то, сидя сутками в четырех стенах, вдруг прислушались, принюхались и поняли, что наша жизнь проходит между двух скоростных магистралей. С 7.30 до 8.45 и с 17.00 до 19.30 автомобили всех мастей, троллейбусы и автобусы урчали, рычали, пыхтели, кряхтели и вопили на разные жуткие голоса. Пока были молоды, мы не замечали ужасов окружающей среды — вечная гонка не давала остановиться и осознать все происходящее. А тут вдруг душа и здоровье стали подсказывать, что воздух, вливающийся в окна, несет больше вони, чем ароматов, шум за окном не дает спать, а пыль на предметах в квартире не успевает вытираться. Вот и решились мы на переезд в деревню, в глушь, в самое сердце Бузулукского бора. И что бы вы думали? Моя астма, мучившая меня 12 лет, возникновение которой врачи так и не смогли объяснить, исчезла! Теперь, живя в экологически чистом месте, где, кроме меня, обитают всего 55 человек, я поняла, что значит «развернуть легкие». И никакие «перекаты» и «маятники» из дыхательной гимнастики Стрельниковой мне теперь не нужны — грудь и так прекрасно дышит! 
И вот звонок друзей как «звоночек» из прошлой жизни. Их ребенок семи лет задыхается. Врачи ставят диагноз: «астма, появившаяся (внимание!) от воздействия агрессивной городской среды». Друзья — родители мальчика — попросили нарезать сосновых веток и передать им в Оренбург. Доктора порекомендовали расставлять ветви в ведрах с кипятком вокруг кровати ребенка — создавать эффект соснового бора. 
Вот, оказывается, что столько лет меня мучило, — наступающая на горло агрессивная среда. И как подтверждение моим мыслям — 
последние данные Министерства природы РФ. Ведомство опубликовало список городов с самым высоким уровнем превышения ПДК вредных веществ в воздухе и вывесило рейтинг на своем официальном сайте. К сожалению, статистика по количеству зафиксированных случаев выброса оказалась неутешительная: первое место в этом в прямом и переносном смысле черном списке занял наш родной Оренбург. 
Это данные за прошлый год. Именно в 2018 году в городе было зарегистрировано 20 случаев превышений ПДК по сероводороду. И самый мощный в стране выхлоп, когда допустимый уровень был превышен в 22,6 раза, случился тоже у нас на родине. Тогда на одном из предприятий произошла утечка нефтепродукта. 
С того момента мало что изменилось в воздушном пространстве Оренбурга. Уже в этом году горожане неоднократно жаловались на запах газа в воздухе. Порой выбросы фиксировались по несколько раз за неделю. Да что Оренбург?! В целом экологическое состояние Оренбургской области далеко от идеального. Список промышленных объектов, загрязняющих окружающую среду, несмотря на все фильтры и экопосты, исчисляется десятками предприятий. Прибавьте к этому парк личного автотранспорта, среди которого, заметьте, не электромобили, а самые настоящие источники СО2. В апреле жители даже выходили на митинг с плакатами «Требуем чистый воздух!», «Экология или онкология? Выбирай!». В июне был такой сильный выброс, что двое попали в больницу с серьезным отравлением. 
Лаборатория ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» делает регулярные замеры и докладывает о ситуации. Но… дышать легче не стало! И итог: Оренбургская область попала в список 
10 самых грязных регионов России, а Оренбург — впереди всей страны! 
Конечно, если сравнивать количество вредных выбросов, к примеру, в 90-е годы и сейчас, то сокращение заметно. Аж на 60 процентов лучше все стало. Но специалистов-экологов эти цифры статистики не радуют! Они понимают, что улучшение происходит не столько из-за улучшения технологий, сколько из-за сокращения промышленных предприятий. 
Да, я теперь живу в другом измерении и, гуляя, вдыхаю максимум 100 бактерий. А на моей когда-то любимой улице Чкалова их от 
10-25 тысяч на 1 м3 летом и до 4,5 тысячи зимой. 

Сосновых веток задыхающемуся мальчику я, конечно, нарежу. И один раз, и два, и сто… Благо лес большой, растет и омолаживается! Но на всех мальчиков и девочек, проживающих в Оренбурге, моих сил и средств точно не хватит. К сохранению их здоровья другие дяденьки и тетеньки обязательно должны подключиться!

 

Галина Широнина. 

Добавить комментарий