Полвека без антракта 

zm - Полвека без антракта 

Заслуженную артистку России, актрису Оренбургского драматического театра Зинаиду Карпович представлять трудно. У нее две сотни сценических имен, каждый зритель помнит свое, полюбившееся. И за каждым — Она. Яркая и бесконечно талантливая. 
-Зинаида Михайловна, 50 лет на сцене! Это много или мало? 
— Это вся жизнь. Со своей будущей профессией я определилась с малых лет. Когда меня в детстве спрашивали, кем хочу стать, уверенно отвечала, что буду артисткой. По характеру я всегда была лидером, выступала в художественной самодеятельности: пела, танцевала, читала стихи… Участвовала в различного рода соревнованиях между школами и занимала первые места. Друзья и родственники привыкли к таким успехам, и никто не сомневался в моих словах. Я чувствовала, что должна выступать, нести радость людям. Так и сложилось — детская мечта воплотилась в реальность. С двадцати лет я играю на сцене. Начинала в театрах Волгограда и Архангельска, а в 27 лет пришла в Оренбургский драматический театр. И осталась здесь навсегда. 
— Бенефис для артиста — это своеобразный рубеж, подведение итогов и новые планы. С каким настроением Вы перелистываете очередную страницу своей творческой жизни? 
— Я считаю, что в 70 лет нужно играть что-то грандиозное. Мне повезло, я очень благодарна, что наш художественный руководитель — народный артист РФ Рифкат Исрафилов — дал мне главную роль в спектакле «Земля Эльзы». Думаю, это как раз и есть некий итог. Моя героиня старше меня, но она живет, любит и мечтает, борется за свое счастье и свою любовь. Не всем это дано. Я тоже люблю жизнь, яркую и интересную, во всех ее проявлениях. И играю каждый раз как последний. Надеюсь, что мои бенефисы будут и в 75, и в 80 лет. Силы еще есть. И желание тоже. Чувствую, что и театру, и зрителям я еще нужна. А возраст? Моему партнеру по сцене Александру Папыкину 83 года, но он еще молодым даст фору. 
— Вам довелось играть величественную Императрицу в «Капитанской дочке» и добродушную Корову в «Очень простой истории», своенравную свекровь в «Бесталанной», доверчивую вдову в «Невидимом любовнике»… Совсем разные роли и характеры. Как удается перевоплощаться? 
— К каждой роли подступаешься потихоньку, постепенно, по шажочку. Изучаешь, пробуешь. На самом деле игра актера — это не перевоплощение, это проживание. В конечном итоге получается, что в каждой героине есть что-то от тебя, а в тебе — от нее. Так рождается образ. Бывает, что роль сразу подошла, а есть такие, на которые долго себя настраивать приходится. Однажды даже отказаться пришлось. В 35 лет мне предложили роль девочки в детском спектакле «Похищение луковиц». Я не стала себя насиловать и объяснила свое состояние режиссеру. Он понял и предложил мне другую роль, с которой я успешно справилась. Бывает и наоборот. Лет десять назад в «Ричарде III» я играла супругу Ричарда Елизавету. Мы готовились представить спектакль на театральном фестивале в Сочи. Неожиданно актриса, которая играла мать короля, заболела. Тогда я, набравшись смелости, пошла к режиссеру Рифкату Исрафилову и предложила себя на эту роль. Он сомневался, но согласился. И я не подвела. Тщательно продумала внешний облик 80-летней королевы. Ходила по сцене с клюкой, отработала походку. В итоге режиссер даже поблагодарил меня за инициативу. Вообще любая новая роль — это чистый лист. Ты даже не знаешь, где тебя ждет успех. 
— Бывает ли, что Ваши ощущения характера героини не совпадают с видением режиссера? 
— Конечно. Я не отличаюсь покорностью. У меня взрывной характер. Это иногда раздражает режиссеров. Но чаще всего нам удается договориться. Режиссер, который доверяет актрисе, не кричит, не раздражается. Он ждет и терпит. И я благодарна за это терпение. 
— Вам тяжело учить слова наизусть? 
— Тяжело. Особенно когда это 45 страниц текста, большая часть которого — монологи. Слова запоминаются от сценки к сценке, от репетиции к репетиции. Зубрить сразу все бесполезно. Конечно, в 20 лет заучивать проще, чем в 40 или в 60. В молодости, например, мне довелось играть Ингу в спектакле «Соловьиные ночи». Весь спектакль я должна была говорить на немецком языке. И я выучила все назубок и говорила. Сейчас на такой подвиг уже не способна. 
Бенефисная роль Эльзы меня вообще вдохновила. Я как-то поняла, что даже болеть не имею права. Знаете, как солдат на войне. Он ведь встает и идет в атаку. И не думает о недугах. Так и актер, который живет театром.  
— Как Вы считаете, актерская профессия сейчас престижна? 
— Если зовет душа и есть огромная, безудержная любовь к сцене, как это было со мной, то не думаешь ни о престиже, ни о зарплате. И такие ребята сегодня есть. Новое поколение меняет театр, но продолжает радовать зрителей. Это главное. А вот тем, кто сомневается в правильности выбора, лучше и не начинать. Такие ломаются и уходят. Ведь работа актера — это не только цветы и овации. Не зря поговорка существует «Тяжела и неказиста жизнь российского артиста». Когда-то вместо «российского» говорили «советского». Суть от этого не меняется. 
— Премьера спектакля «Земля Эльзы» состоялась, бенефис отгремел. Вы довольны своей работой? 
— Мне нравится спектакль, работа всего нашего коллектива, режиссера, актеров, художников. Роль Эльзы тяжелая, я практически не ухожу со сцены, но когда усталая возвращаюсь домой, чувствую себя счастливой. Наш актерский состав зрители долго не отпускают со сцены. Мы несколько раз выходим на поклон, а люди в зале аплодируют нам стоя. Такая реакция дорогого стоит. 
— Вы — счастливый человек? 
— Да, я считаю себя счастливой. Мне удалось добиться признания зрителей, у меня много поклонников. Я живу недалеко от театра, и когда иду по улице Советской на работу, прохожие порой признаются в любви. Совсем недавно ко мне подошла пожилая пара и сообщила: «Мы очень любим спектакли с Вашим участием и всегда узнаем, когда именно Вы играете на сцене!» Такие признания и теплые слова дают мне силы жить и работать дальше. 

 
Зинаида Карпович работает в Оренбургском областном драматическом театре с 1976 года. В этом году актриса отметила свое 70-летие и 50-летие творческой деятельности. 

Земля Эльзы 144 150x150 - Полвека без антракта Блестящая игра в спектакле «Земля Эльзы» стала подарком и самой актрисе, и зрителям. 

 

 

 

Справка «ОС» 
Актриса яркой формы 
Зинаида Карпович привлекает внимание зрителей как в небольших эпизодических, так и в значительных ролях комедийного и драматического жанра: салонная красавица Матильда и одинокая старая дева Таня, величественная Императрица («Капитанская дочка») и добродушная Корова («Очень простая история»), жаждущая любви Белотелова («За чем пойдешь, то и найдешь») и неутомимый организатор чужих судеб Телегина («Шикарный мужчина»), страдающая от неразделенного чувства Полина Андреевна («Чайка») и злонравная свекровь Ганна («Бесталанная»), доверчивая вдова Шнютхен («Невидимый любовник»), властная домоправительница Фрекен Бок («Малыш и Карлсон, который живет на крыше»), жестокая в своих расчетах Чебоксарова («Бешеные деньги») и многие-многие другие. 

Актриса — лауреат губернаторской премии «Оренбургская лира» за работу в спектакле «Бешеные деньги». Роль Вассы Железновой в постановке по пьесе М. Горького «Васса Железнова и ее дети» отмечена премией «Лучшая актерская работа года».
 
Беседовала Ирина ФООС. 

Добавить комментарий