Юность по локоть в мазуте 

6 глав - Юность по локоть в мазуте 

Жительница села Черный Отрог Саракташского района Вера Федоровна Лысова отметила свой 95-летний юбилей. Через всю жизнь женщина пронесла память об ужасах и тяготах военных лет. И очень хочет, чтобы ее воспоминания стали предупреждением современной молодежи: новой войны допустить нельзя! 
Когда началась Великая Отечественная война, Вере Федоровне исполнилось шестнадцать лет. 
— В первые дни всех девчат и ребят собрали в сельсовете, который находился в то время около дома Александры Филипповны Поповой. Председатель сельсовета сказала, что к нам в село прибудет летная военная эскадрилья, которой нужны наши рабочие руки для ремонта авиационной техники, — рассказывает ветеран. 
Так деревенская девчонка стала авиамехаником. 
В сельских мастерских увеличили ворота, чтобы проходили машины с трофейными запчастями, и приступили к работе. 
Технику в Черный Отрог свозили со всех фронтов. Сначала девчонки не различали авиалом — железки и железки. Но уже через несколько месяцев работы начали по останкам фюзеляжа определять типы самолетов: «СБ» — скоростной бомбардировщик, «Р-5» и «У-2» — разведчики, «УТ» — тренировочный. 
Уцелевшие части из раскуроченных двигателей девчата извлекали при помощи тракторных ключей. Винтики-гаечки отдельно складывали, детали мотора промывали дизтопливом. Ни защитных масок, ни перчаток у них не было. 
— За день так надышишься керосиновыми парами, что они из легких и к утру не выветривались. Руки по локоть в мазуте. И не отмывались ничем, — вспоминает Вера Федоровна. 
Бригадир был строгим, требовал, чтобы юные механики работали без брака. И всегда подгонял, повторяя, что фронт ждет помощи, что нужно работать изо всех сил. И девчонки старались не подвести: трудились с раннего утра до позднего вечера. 
Тяжело было, зимой холодно. Руки к железкам примерзали. Но никто не жаловался. С 1941 по 1944 год несли свою трудовую вахту молодые жители Черного Отрога. 
После войны Вера Федоровна работала в пуховязальной артели, сменив гаечный ключ на спицы, а авиационные моторы на горы козьего пуха. 
Сначала распухшие пальцы рук, со ссадинами и порезами, не чувствовали тонкой пуховой нити, потом постепенно привыкли. 
— Почти век живу на земле. А руки, кажется, до сих пор мазутом пахнут. И голос бригадира слышится, который нас подгоняет, — вздыхает Вера Федоровна. 

С почтенным юбилеем Веру Лысову поздравили родственники, односельчане и представители власти. 

 
Людмила Яковлева.

Добавить комментарий