В этом году торговые прилавки завалены исключительно импортными фруктами. Любимых многими мандаринов из Абхазии в продаже нет. И, скорее всего, уже не будет.
На фруктовых развалах — изобилие. И мандаринов тоже много. Крупные и мелкие, гладкие и бугристые, с листочками и голенькие… Большая часть товара доставлена из Турции, Китая, Марокко. Мандарины из Абхазии продавцы даже искать не советуют.
— Мы и сами бы с удовольствием торговали абхазскими мандаринами. Они считаются экологически чистым продуктом, так как практически не обрабатываются химикатами. Да и цена на них невысокая. Потому многие покупатели ждут не дождутся их появления в продаже. Думают, что сезон еще не начался. Но он и не начнется уже, — рассказывают продавцы.
Оказывается, без мандаринов из Абхазии остался не только наш регион, но и вся страна. Причина в том, что большую часть урожая испортил мраморный клоп. Вредитель высасывал сок из фруктов, и в результате плоды стали твердыми и безвкусными. А соответственно, непригодными к реализации. Катастрофическое нашествие этого насекомого нанесло колоссальный урон хозяйствам не только в Абхазии, но и в Грузии. По данным Министерства сельского хозяйства Абхазии, на 1 ноября из страны вывезено всего 35 тонн мандаринов, тогда как в прошлом году на аналогичную дату было вывезено 200 тонн. Показатели этого года стали самыми низкими за всю историю абхазского цитрусоводства.
Оренбуржцы в историю с вредителями не верят. Считают, что причина дефицита кроется в политических разногласиях и борьбе экономических интересов. В таких условиях на покупателей и их предпочтения всем действительно наплевать.
Абхазские мандарины отличаются крупными, неоднородными размерами. Кожура у них твердая, отделяется от долек с трудом. Цвет — от светло-желтого с прозеленью до оранжевого. Вкус сладкий с легкой кислинкой. Сезон сбора урожая в Абхазии — с середины ноября по январь включительно.
Дефицита цитрусовых в Оренбурге нет. Цена на мандарины составляет
70-120 рублей. Скорее всего, на этом уровне она и останется до конца сезона.
Марина Сенченко.