Ученица оренбургской школы № 41 Инна Насейкина добилась исправления ошибок на табличках с названиями улицы Цвиллинга. И продолжает бороться с безграмотностью в городской среде.
Все началось с детского любопытства. Семья Инны Насейкиной живет в одном из домов в исторической части Оренбурга, где улицы названы в честь героев времен гражданской войны и революционеров. Для пеших прогулок Насейкины облюбовали парк им. Перовского. По пути к нему приходится передвигаться по нескольким улицам, в том числе и по улице имени Цвиллинга. Во время одной из таких прогулок внимательная Инна и заметила несоответствие в написании названия улицы: на одних табличках одна буква «л» в фамилии, на других — две. Девочка заинтересовалась, почему такое оказалось возможным. Так началось расследование Инны Насейкиной. Для начала 11-летняя школьница заглянула в энциклопедию, чтобы узнать, чье имя носит оренбургская улица. Выяснила, что Самуил Моисеевич Цвиллинг — революционер. Желание узнать о его личности и связи с Оренбуржьем поставило Инну в тупик. В разных источниках фамилия революционера была написана по-разному. С одной буквой «л» или с двумя.
— Интерес довел нас с дочерью до областной библиотеки
им. Крупской. Мы нашли информацию о том, что до 1926 года фамилию революционера, в честь которого назвали одну из улиц Оренбурга, писали с одной «л», а потом правописание изменили, — рассказывает мама Инны.
Мама с дочкой пошли дальше и выяснили, что слово «цвиллинг» в переводе с немецкого означает «близнецы» или «двойня» и имеет в своем корне две буквы «л».
И в заметке о гибели председателя военно-революционного комитета Оренбурга, опубликованной в газете «Известия» в 1918 году, фамилия Цвиллинг написана с двумя «л».
Вдоль по улице
Инна Насейкина вместе с мамой Ольгой Михайловной прошли улицу Цвиллинга от начала и до конца и сфотографировали все таблички, на которых фамилия революционера искажена. Ошибки были обнаружены на аншлагах, прикрепленных на домах №№30, 46, 48, 63, 68, 69, 76, 96. Это были и частные домовладения, и зданиях, в которых располагаются государственные учреждения.
На женщину с ребенком, которые ходят и считают ошибки на адресных табличках, прохожие смотрели, как на сумасшедших. Да и хозяева домов, к которым Насейкины обращались за комментариями, интереса не проявляли. Людям все равно, как правильно пишется название улицы, на которой они живут.
Опрос, проведенный на улицах города, показал, что 86% жителей Оренбурга не знают, кто такой Самуил Цвиллинг и тем более, как правильно пишется его фамилия.
Особенно досадно Насейкиным, что ошибки допускаются не только в адресных табличках, но и в документах. Например, кассовые аппараты магазинов, расположенных на ул. Цвиллинга, выдают чеки с орфографической ошибкой в названии улицы.
Против неграмотности
С предложением исправить орфографическую несправедливость мама и дочь Насейкины обратились в приемную главы администрации Оренбурга. Их перенаправили в управление градостроительства и архитектуры, оттуда — в администрацию Южного округа, оттуда… В общем, желающих исправить ошибки после беседы с неравнодушными горожанами среди чиновников не нашлось.
Но Насейкины не сдались. Они собрали целую папку исторических документов, приложили фотографии и обратились к главе администрации Оренбурга с письменным заявлением о необходимости исправить ошибки в адресных табличках. Уже через несколько дней пришел ответ. Градоначальник сообщил, что доводы самодеятельных лингвистов считает убедительными, и пообещал, что работа над ошибками будет произведена в ближайшее время. Вскоре таблички действительно заменили, а Насейкины даже благодарность получили за неравнодушное отношение к истории города.
Продолжение следует
После успешной реализации такого необычного проекта Инна Насейкина даже исследовательскую работу написала и выступила с ней в ОГУ. Теперь у девочки новая идея: установить мемориальную доску в память о революционере Цвиллинге на одном из административных зданий, расположенных на улице, носящей его имя. Свое предложение в письменном виде Насейкины уже направили в администрацию города и даже получили ответ. Оказывается, мемориальная табличка на доме №1 когда-то висела, потом ее сняли, посчитав ненужной. Установление новой памятной доски требует выполнения целого ряда формальностей: нужно собрать не менее десяти подписей горожан, заинтересованных в установке мемориального знака, письменно обосновать идею, подготовить эскиз макета, собрать средства на изготовление и т. д.
Реализацию проекта пришлось отложить. Однако мысли об исторической и лингвистической несправедливости не дают покоя оренбургской школьнице и ее маме.
— Занимаясь исследовательской деятельностью, мы столкнулись с большим количеством устаревшей информации о революционном движении в Оренбургской области. Книги и интернет-ресурсы представляют Самуила Цвиллинга пламенным революционером, положившим жизнь на благо земляков. А современные историки не считают этого человека героем, так как именно он проводил репрессии против казачества. Получается, что информация, опубликованная в различных изданиях и на интернет-сайтах, вводит молодежь в заблуждение.
Насейкины уже обратились в администрацию Оренбурга с просьбой обновить данные на интернет-ресурсах. И несколько дней назад получили ответ следующего содержания: «На официальном портале администрации города не содержится информация и о гражданской войне в Оренбуржье». За другие источники оренбургские чиновники, конечно, не отвечают.
— Гражданская война ушла в прошлое. Нет войны — нет героев. Может быть, тогда есть смысл вернуть улице Цвиллинга старое название — Телеграфная? Тогда никто не будет задавать вопросы по поводу написания названия незнакомой фамилии ни чиновникам, ни историкам, — размышляет школьница.
И вместе с мамой думает, как донести свою идею до тех, кто уполномочен принимать решения по этому «пустяковому» вопросу.
Людмила Яковлева.