Годы счастью не помеха

В селе Скалистом Новоорского района живет старейшая жительница Оренбургской области Кайша Мурзабековна Ибраева. Недавно ей исполнилось 105 лет.
Когда в далеком 1912 году родители Кайши Мурзабековны нарекали свою новорожденную дочь именем, наверняка, вкладывали в него особый смысл. Кайша переводится с казахского языка как жизнелюбивая. Бабушка Кайша и правда любит жизнь. И эту любовь не сломили никакие невзгоды и горести, выпавшие на ее долю. Кайша Мурзабековна живет и за своих родителей, и за мужа Хурмата, без вести пропавшего в 1942 году на фронте, и за сына, умершего в 10-месячном возрасте, и за единственную свою опору в жизни сына Сейчана, которого довелось пережить.
Овдовев, Кайша Мурзабековна больше не вышла замуж, посвятила свою жизнь сыну, а когда он в 1965 году женился, — его детям, своим четверым внукам. Они выросли, обзавелись семьями, разлетелись по всему Новоорскому району. А бабушка Кайша всегда с нетерпением ждет встречи с ними в своем родном доме в селе Скалистом.
— После каждой пенсии бабушка разменивает часть денег на купюры помельче и раздает их нам, уже взрослым внукам и правнукам, — рассказывает внучка Асия Сейчановна.
Асие уже и самой 52 года. Но для бабушки она по-прежнему внучка. Потому получает наравне с другими внуками то на мороженое, то на дорожку. Никого не обижает бабушка: любовь и внимание каждому дарит.
Великая труженица
Родственники Кайши Мурзабековны говорят, что она никогда не бездельничала. В колхозе по молодости работала дробильщицей, конюхом, ухаживала за овцами. В свободную минутку шила платья, лоскутные одеяла, сучила шерсть и вязала из нее носки и перчатки. Никогда не сидела без дела.
— Сколько себя помним, мы всегда крутились возле бабушки. Родители на работе: отец управляющим был в отделении колхоза, мама — передовая доярка-трехтысячница. А бабушка всегда с нами. Она и хлебы пекла, и обеды готовила, и нас нянчила, — рассказывают внуки долгожительницы. — На рынок нас возила, к школе одевала. Да что говорить, мы даже спать укладывались вчетвером вокруг бабушки.
До девяноста лет Кайша Мурзабековна сама обрабатывала огромный огород: копала, выращивала и сажала рассаду, полола, поливала.
До ста лет, по заведенному обычаю, в банный день устраивала прачечный день. Свои вещи стирала исключительно руками, машинке никогда не доверяла.
И гриппа не боится
Врачи Новоорской районной больницы считают Кайшу Ибраеву самой здоровой пациенткой. У бабушки Кайши даже амбулаторной карты нет. За помощью к врачам она никогда не обращалась. Лишь один раз оказалась в стационаре Будамшинской врачебной амбулатории, но это было так давно, что даже причину госпитализации вспомнить не может.
Лишь на 101-м году здоровье бабушки Кайши пошатнулось. Сначала она стала плохо видеть, потом и вовсе ослепла. Слух у нее ухудшился. Внуки уверены, что причиной сбоя в организме стала смерть единственного сына Сейчана. Но и в таком состоянии Кайша Мурзабековна старается не быть обузой для снохи Назиры, с которой прожила вместе более полувека. Несмотря на полную слепоту, бабушка хорошо ориентируется в доме, знает расположение комнат, поэтому передвигается без посторонней помощи, ухаживает за собой сама. И по-прежнему не сидит без дела. Чаще всего вещи в шкафу перебирает и складывает, напевая казахские песни.
До недавнего времени бабушка и об артериальной гипертонии не ведала. Сейчас иногда жалуется на головную боль, но сама знает, какую таблетку выпить в случае недомогания. При заложенности носа пользуется «звездочкой». И совсем не боится гриппа и ОРВИ. Говорит, что к крепкому организму инфекция не липнет.
— Чтобы быть здоровым, не надо кидать в живот то, что увидели. К еде нужно подходить избирательно, — объясняет бабушка Кайша. — Кушать натуральные продукты, овощи и фрукты со своих огородов, и только свежеприготовленную еду. В разогретой пище пользы нет. Жидкое блюдо должно быть обязательно каждый день в меню.
Родственники утверждают, что у бабушки Кайши есть табу на некоторые продукты. Она никогда не ела и не ест рыбу, свинину, консервы, колбасу, «заморские» продукты. Предпочитает каши: манную и ячневую, изредка ест куриное яйцо. Из мяса любит конину и говядину. Кофе и какао заменяет чаем.
В гуще событий
Память Кайши Мурзабековны хранит имена всех родственников. Она безошибочно узнает собеседника по голосу, берет его за руки и разговаривает с ним по существу. Одному из правнуков, которому «слегка за тридцать», при встрече обязательно задает вопрос: есть ли у него подружка, а если нет, то когда будет. Несколько раз в год гостит у внуков по очереди.
Отставать от жизни 105-летняя жительница села Скалистого не хочет, интересуется новостями, просит почитать свежие газеты. Участвует во всех выборах.
— 18 марта я голосовала за Путина. Он сильный и внимательный. С Днем Победы всегда меня поздравляет, и на 100-летие открытку прислал, и в 105 лет поздравил, — рассказывает бабушка Кайша.
Пожилая женщина настолько растрогалась вниманием главы государства к своей персоне, что попросила внучку благодарность в адрес президента написать. А заодно и губернатора, и главу района поблагодарила за заботу о пожилых.
***
Рядом с Кайшой Мурзабековной Ибраевой всегда четыре внука, шесть правнуков и один праправнук. И, когда все они собираются вместе, в центре — всегда бабушка Кайша. Добрая, мудрая, любящая… Яркий пример того, что годы счастью не помеха.

Поверх любого платья бабушка всегда надевает национальный камзол, расшитый казахским орнаментом. Она считаетэтот вид одежды очень функциональным: есть кармашки, в которые удобно класть носовые платочки.

На столетний юбилей Кайша Мурзабековна Ибраева получила от администрации Новоорского района сертификат на квартиру в райцентре. И… подарила квартиру младшему внуку — наследнику рода. А сама осталась жить в Скалистом, в единственном и последнем приюте на земле.

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий