Совсем недавно театр «Горицвет» вернулся из Москвыс беспрецедентной победой. Самодеятельные артисты получили сразу шесть дипломов: за лучшую роль, за лучший народный театр, за лучший спектакль… Таков результат участия во II Международном театральном фестивале любительских и народных театров «ФЛИНТ#ТРАМПЛИН». О пути к успеху рассказывает художественный руководитель коллектива Ефим Цинберг.
-Почему вы решили сыграть на фестивале пьесу Елены Скороходовой «Не бросайте пепел на пол», в которой выступают всего два актера?
— Этот спектакль прошел в Оренбурге с огромным успехом. До показа даже я не мог представить себе, что два человека могут «держать» полный зал в течение почти двух часов. На премьере я стоял в дверях и боялся, что зрители начнут расходиться, не дождавшись окончания действия. Но ни один человек не вышел! Аплодисменты не смолкали очень долго. Поэтому и повезли в Москву именно этот спектакль. И обошли на фестивале даже московскую театральную студию им. К. С. Станиславского.
— Как члены жюри оценили вашу работу?
— Председатель — народная артистка РСФСР Лариса Лужина — очень искренне нас благодарила. Она отметила, что мы единственные из 31 коллектива вместо декораций привезли с собой зрителей. Это на самом деле так. В спектакле «Не бросайте пепел на пол» из декораций — четыре табуретки. Да и их мы позаимствовали у москвичей. Все, кто выступал перед нами, играли без зрителей. А когда объявили Оренбург, в зал вошли несколько десятков человек. Нас пришли поддержать все москвичи с «оренбургским» сердцем — друзья и коллеги, выпускники нашего СТЭМа. Они узнали о визите «Горицвета» в столицу и аплодировали нам, не жалея ладоней. Это и поразило членов жюри.
— Кто обычно предлагает материал для постановки: режиссер, коллектив или художественный руководитель?
— Конечно, главное слово — за режиссером. Такое решение мы приняли еще в самом начале своей деятельности. Именно режиссеру мы доверяем выбор пьес. Ведь только он, как профессионал, знает, с каким материалом коллектив справится на отлично.
— В репертуаре «Горицвета» есть постановки, которые играют профессиональные театры. Как решились на классические спектакли?
— Все происходило вполне естественно. Ребятам стало тесно. Захотелось не только экзаменационно-общежитейские студенческие миниатюры играть, но и в других жанрах себя пробовать. Новая эпоха для «Горицвета» связана с режиссером филармонии Владимиром Поздняковым. В 1979 году он предложил поставить пьесу «Клоп» по Маяковскому. Премьера состоялась на сцене оренбургского драматического театра. Обкомовские работники оценили постановку, и театру было присвоено звание народного. За «Клопом» последовали спектакли «А поутру они проснулись», «Ноев ковчег», «Завтра была война»… И бесконечные гастроли — от Красноярска до Калининграда.
— Учеба в вузе заканчивается, а игра в театре?
— После окончания университета многие бывшие студенты остаются в составе труппы, продолжают играть, совмещая работу с вечерними репетициями. Уходят от нас лишь те, кто уезжает из Оренбурга в другие города.
— На что существует театр?
— В основном нас поддерживает университет. Ну и коробочка для сбора пожертвований на развитие театра, конечно, помогает. Мы не стесняемся просить о помощи. И нам не отказывают. Недавно предприниматели помогли ремонт сделать, например.
— Что в ближайших планах у «Горицвета»?
— Естественно, новые спектакли и участие в творческих фестивалях. Обязательно поедем в Нижний Новгород на «Театральное Приволжье» осенью этого года. Покажем зрителям «Квадратуру круга» по пьесе Валентина Катаева.
— В этом году «Горицвет» получил награду в номинации «За преданность и любовь к театру». Что значит «быть преданным театру»?
— Объясню на собственном примере. Уже почти двадцать лет два моих сына со своими семьями живут в США. И меня зовут. А я не могу бросить «Горицвет». И как бы хорошо мне ни было в гостях у детей и внуков, я вновь и вновь возвращаюсь в подвал третьего корпуса медицинского университета.
— Этот спектакль прошел в Оренбурге с огромным успехом. До показа даже я не мог представить себе, что два человека могут «держать» полный зал в течение почти двух часов. На премьере я стоял в дверях и боялся, что зрители начнут расходиться, не дождавшись окончания действия. Но ни один человек не вышел! Аплодисменты не смолкали очень долго. Поэтому и повезли в Москву именно этот спектакль. И обошли на фестивале даже московскую театральную студию им. К. С. Станиславского.
— Как члены жюри оценили вашу работу?
— Председатель — народная артистка РСФСР Лариса Лужина — очень искренне нас благодарила. Она отметила, что мы единственные из 31 коллектива вместо декораций привезли с собой зрителей. Это на самом деле так. В спектакле «Не бросайте пепел на пол» из декораций — четыре табуретки. Да и их мы позаимствовали у москвичей. Все, кто выступал перед нами, играли без зрителей. А когда объявили Оренбург, в зал вошли несколько десятков человек. Нас пришли поддержать все москвичи с «оренбургским» сердцем — друзья и коллеги, выпускники нашего СТЭМа. Они узнали о визите «Горицвета» в столицу и аплодировали нам, не жалея ладоней. Это и поразило членов жюри.
— Кто обычно предлагает материал для постановки: режиссер, коллектив или художественный руководитель?
— Конечно, главное слово — за режиссером. Такое решение мы приняли еще в самом начале своей деятельности. Именно режиссеру мы доверяем выбор пьес. Ведь только он, как профессионал, знает, с каким материалом коллектив справится на отлично.
— В репертуаре «Горицвета» есть постановки, которые играют профессиональные театры. Как решились на классические спектакли?
— Все происходило вполне естественно. Ребятам стало тесно. Захотелось не только экзаменационно-общежитейские студенческие миниатюры играть, но и в других жанрах себя пробовать. Новая эпоха для «Горицвета» связана с режиссером филармонии Владимиром Поздняковым. В 1979 году он предложил поставить пьесу «Клоп» по Маяковскому. Премьера состоялась на сцене оренбургского драматического театра. Обкомовские работники оценили постановку, и театру было присвоено звание народного. За «Клопом» последовали спектакли «А поутру они проснулись», «Ноев ковчег», «Завтра была война»… И бесконечные гастроли — от Красноярска до Калининграда.
— Учеба в вузе заканчивается, а игра в театре?
— После окончания университета многие бывшие студенты остаются в составе труппы, продолжают играть, совмещая работу с вечерними репетициями. Уходят от нас лишь те, кто уезжает из Оренбурга в другие города.
— На что существует театр?
— В основном нас поддерживает университет. Ну и коробочка для сбора пожертвований на развитие театра, конечно, помогает. Мы не стесняемся просить о помощи. И нам не отказывают. Недавно предприниматели помогли ремонт сделать, например.
— Что в ближайших планах у «Горицвета»?
— Естественно, новые спектакли и участие в творческих фестивалях. Обязательно поедем в Нижний Новгород на «Театральное Приволжье» осенью этого года. Покажем зрителям «Квадратуру круга» по пьесе Валентина Катаева.
— В этом году «Горицвет» получил награду в номинации «За преданность и любовь к театру». Что значит «быть преданным театру»?
— Объясню на собственном примере. Уже почти двадцать лет два моих сына со своими семьями живут в США. И меня зовут. А я не могу бросить «Горицвет». И как бы хорошо мне ни было в гостях у детей и внуков, я вновь и вновь возвращаюсь в подвал третьего корпуса медицинского университета.
Людмила ЯКОВЛЕВА.