Все до копеечки — для Победы 

6 глав 1 1 - Все до копеечки - для Победы 

За годы Великой Отечественной войны трудящиеся Оренбургской (тогда Чкаловской) области внесли в фонд обороны около 240 миллионов рублей, в том числе 123 миллиона наличными деньгами. Колхозы и совхозы Оренбуржья сдали государству 102 миллиона пудов хлеба, свыше 5 миллионов пудов мяса, 1 миллион 738 тысяч центнеров молока, 265 тысяч пудов шерсти, свыше 66 миллионов штук яиц. 
В год 75-летия Великой Победы мы решили рассказать читателям о земляках, которые жертвовали для фронта личными сбережениями, отправляли свои кровные копеечки на строительство самолетов и танков, на приобретение медикаментов и обмундирования для солдат. 

Самолет для Родимцева прилетел из Нежинки 

В 1942 году мощное движение по сбору личных средств в фонд обороны страны достигло своего пика. Наши земляки в стороне не остались. Одним из первых фонд пополнил председатель колхоза «18 лет Октября» Оренбургского района Николай Павлович Ваулин. На собственные деньги он купил самолет и передал его в эскадрилью Александра Родимцева. 
Потомственный казак Николай Павлович Ваулин родился и жил в селе Нежинка Оренбургского района. Когда началась война, он был уже семейным человеком, воспитывал детей. Имея приличное по тем временам образование — четыре класса школы и бухгалтерские курсы, Николай Павлович одним из первых в селе вступил в партию и незадолго до войны возглавил колхоз. Он рвался на фронт, но из-за травмы позвоночника, полученной в детстве при падении с крыльца, призван не был. 
— Отец всегда сокрушался, что ему воевать не пришлось. Но своей армией из стариков, женщин да ребятишек командовал грамотно и строго. Изо всех сил старался выполнять поставленные планы. Очень ответственным был. Сказано, что все для фронта надо отдать, — и отдавал, — рассказывает дочь Николая Павловича Нина. 
Приказ есть приказ 
О том, как председатель колхоза купил и передал гвардейской дивизии Александра Родимцева самолет-бомбардировщик ЯК-6, жители Нежинки много лет слагали легенды. Нет-нет да и спросит кто-нибудь: «Дядь Коль, а как ты самолет купил?» Видано ли, 120 тысяч рублей отдать на военную технику! 
Говорили, что эти деньги семья Ваулиных долгое время копила на постройку нового дома, потому как в старой низенькой хибарке на девяти квадратных метрах впятером ютились. 
Теща Николая Павловича до последних дней жизни сокрушалась. Все имущество зять распродал ради самолета: и пальто с бобриковым воротником, и швейную машинку, что Дусе в приданое положена была, и даже юбку шевиотовую… 
А куда было деваться коммунисту Ваулину, если вызвал его секретарь парткома и потребовал оказать фронту помощь — отдать личные сбережения в фонд обороны?.. 
Необходим был почин, чтобы примеру председателя последовали другие колхозники. 
По амбарам поскребли… 
Чтобы собрать сумму, необходимую для строительства самолета, Николаю Павловичу разрешили по рыночной цене продать зерно, которое он за трудодни в колхозе на всю семью получал. Два предвоенных года урожайными выдались, пшеницы в амбарах много было. У Ваулиных три тонны набралось. Помимо зерна, Николай Павлович сено продал, скотину под нож пустил. Со всеми запасами расстался в декабре 1942 года. И выручил 120 тысяч рублей. 
Купюры в мешки сложил, а что с ними делать дальше — не знает. Запряг лошадь в сани, погрузил мешки и повез в Оренбург на завод, где военную технику делали. Для сохранности ценного груза милиционеров взял. Взамен проданного зерна Николаю Павловичу обещали продовольственные карточки выдать, чтобы семья с голоду не умерла. Но карточки тогда только рабочим в городах полагались, а колхозники сами себя кормить должны были. Так и перебивались потом Ваулины с куска на кусок. Однако дочь Нина говорит, что Николай Павлович никогда не жалел о своем поступке. Чувство патриотизма и справедливости у него всегда на первом месте стояло. 
Привет с фронта 
Самолет ЯК-6, построенный на средства Николая Павловича Ваулина, приземлился на околице Нежинки в морозный январский день 1943 года. Из кабины боевой машины вышли командир экипажа Геннадий Новиков, штурман Дмитрий Карелин и техник Анатолий Рябов. Посмотреть на бомбардировщик вся деревня собралась. Состоялся короткий волнующий митинг. Колхозники напутствовали улетающий на фронт экипаж бить врага до последней капли крови. Николай Павлович тогда с речью выступил, призвал земляков поддержать его начинание. Прощаясь, летчики заверили сельчан, что будут громить фашиста беспощадно. Вскоре на имя председателя колхоза «18 лет Октября» пришло письмо с фронта от командира бомбардировщика Геннадия Новикова. Он рассказывал о том, как после выполнения боевого задания встретился с вражеским «Юнкерсом». В коротком, но жарком бою фашистский «стервятник» был сбит. Экипаж представлен к государственной награде. 
Подвиг в тылу 
Колхозники действительно последовали примеру своего председателя. После весточки с фронта в Нежинке начался сбор хлеба и средств из личных сбережений в фонд обороны. Член сельхозартели М. Д. Попов, например, сдал 150 пудов зерна. Всего на постройку танковой колонны и боевых самолетов жители Нежинки направили 3 миллиона 600 тысяч рублей и 4,5 тысячи пудов хлеба. 
В мирное время о самоотверженном поступке Николая Павловича Ваулина не вспоминали долго. Не до славы и почестей было. Разоренное войной хозяйство восстанавливали. Только в год празднования 20-летия Великой Победы зазвучало в Нежинке, да и во всей Оренбургской области имя Николая Ваулина. Его стали приглашать на встречи со школьниками и трудовыми коллективами, просили рассказать о работе в тылу, о сборе средств во имя Победы. Даже на всесоюзном радио Николай Павлович о самолете для Родимцева рассказывал несколько раз. И однажды заявил в эфире, что мечтает встретиться с экипажем, которому передавал «именную» боевую технику. 
— Невообразимо, но папу услышал тот самый командир Геннадий Новиков. И приехал к нам летом 1965 года. Что тогда творилось! Люди толпами шли поздороваться с боевым летчиком, послушать его рассказы. Двери нашего дома три дня не закрывались, — вспоминает дочь Николая Павловича. 
Всю жизнь в строю 
Председателем колхоза «18 лет Октября» Николай Павлович Ваулин проработал до 1948 года, потом передал бразды правления более молодому и образованному специалисту. Сам же остался трудиться учетчиком во 2-й тракторной бригаде. В 1961 году райком партии предложил опытному руководителю возглавить сельпо. Отказ грозил исключением из партии. А этого старый коммунист допустить не мог. Потому пришлось согласиться. Для того, чтобы соответствовать занимаемой должности, незадолго до пенсии Николай Ваулин поступил в кооперативный техникум и окончил его успешно. 
Несколько лет заведовал этот удивительный человек районной торговлей, а у самого дома ни одного ковра не было. Никогда своим положением не кичился и в личных целях его не использовал. Чтобы детям сапоги купить, супруга председателя сельпо вынуждена была паутинки вязать и продавать, а потом в Оренбург ехать, в очереди стоять. И никто в селе никогда не говорил, что начальник себе лучший кусок захватывает, за счет народа живет. Все знали о честности и принципиальности Ваулина. 
На благо малой родины 
После выхода на пенсию Николай Павлович работал завхозом в колхозе, в командировки часто ездил, стройматериалы покупал. Потом в сторожа перешел. До восьмидесяти лет трудился. Сельчане его депутатом сельсовета выбирали несколько раз. К нему всегда народ со своими проблемами и бедами тянулся в надежде на помощь: свой человек, справедливый. 
Бывало, кто-нибудь из участников войны скажет Ваулину в разгаре спора: «Да что ты, Палыч, понимаешь — ты на фронте не был! Не воевал!» Палыч никогда не спорил. И ни разу не сказал в ответ: «На фронте не был. Не воевал. Но для победы все, что было, отдал. На самолет хватило!» 
Николай Павлович и Евдокия Александровна Ваулины воспитали шестерых детей: троих сыновей и трех дочерей. У них 11 внуков и 14 правнуков. После смерти жены Николай Павлович жил в семье сына Виктора. Умер в возрасте 89 лет, похоронен на старом кладбище в Нежинке. 
 

Самолет, построенный на деньги Николая Ваулина, совершил 60 боевых вылетов. Садился на лесные аэродромы, доставлял партизанам оружие и боеприпасы, вывозил в тыл тяжелораненых. Частенько попадал под яростный огонь вражеских зениток, но, «подлечившись», вновь отправлялся на боевые задания. 

 
6 глав 2 150x150 - Все до копеечки - для Победы 6 глав 3 150x150 - Все до копеечки - для Победы О передаче самолета от колхозников солдатам в 1942 году сообщили все центральные газеты. 
 
 
 
 Людмила Яковлева. 
От редакции: все фотоархивы семьи Ваулиных утрачены. Для иллюстрации материала использованы кадры видеоролика, записанного в 1942 году для трансляции на телевидении.

Добавить комментарий