Дед Лисовец продавал огурец 

6 глав 3 - Дед Лисовец продавал огурец 

Житель села Башкирка Краснопартизанского (ныне Асекеевского) района Никифор Денисович Лисовец во время Великой Отечественной войны снабжал провиантом ряд госпиталей, действующих на территории нашей области. О «съедобном» вкладе крестьянина 
в Победу нам рассказал его внук — житель Бугуруслана Николай Васильевич Лисовец. 
Села Башкирка на карте Оренбургской области давно нет. Небольшой населенный пункт превратился в одну из улиц ныне существующего поселка Юдинка, расположенного вдоль речки Башкирка. 
— В тех краях местность великолепная: речка, озерца, лес. Вот мой дед Никифор и облюбовал в лесу поляну. Построил на ней саманный дом и жил в нем со своей семьей до 1959 года. Дед был мастер стишки сочинять и часто приговаривал: «Дед Лисовец — леса жилец», — рассказывает внук Никифора Денисовича. 
Строгий уклад 
На деревенский манер все звали Никифора Денисовича НикифОром. Он был известен на всю округу своими овощами и опытами на собственном огороде. 
Дед Никифор действительно всерьез увлекался разведением овощей и пчеловодством, имел большие наделы земли не только около дома, но и на горе, и у речки, где сажал морковь с картошкой. Не менее тридцати соток земли обрабатывал без привлечения какой-либо наемной рабочей силы. Только он, жена Анастасия Давыдовна и их пятеро детей. 
От зари до зари в этой большой семье и стар и млад трудились. Перед каждым в начале дня ставились задачи, а вечером строго проверялось их исполнение. За халтуру дед Никифор мог и побить «неслушенника». Ему никто не противоречил, его боялись. На все у него один ответ был: «Самое главное, чтобы не было голода. Для этого работать надо!» 
Рачительный хозяин 
Овощей Никифор Денисович Лисовец выращивал много. Свою семью кормил, в заготконтору сдавал, излишки на рынке в Бугуруслане продавал. 
С вечера овощи грузил в телегу с удлиненными бортами. Ночью выезжал в Бугуруслан, чтобы к утру на рынке быть. Путь не близкий, более тридцати километров проселочными дорогами. Сам Никифор садился на облучок и лошадью управлял, а супруга Анастасия рядом с телегой семенила. Ей садиться в телегу запрещалось, чтоб лошади не так тяжело было. 
На рынке Никифор Денисович торговал бойко. Покупателей привлекал стишками: «Дед Лисовец продает морковку и огурец!» 
Несмотря на свой сложный характер и суровое отношение к домочадцам, нуждающимся Никифор Денисович всегда помогал. 
В едином порыве 
На войну Никифора Лисовца не взяли. В 1941 году он уже шестой десяток разменял. Призыву по возрасту не подлежал. Потому проводил старших сыновей Василия и Петра в первые же дни после начала войны, а сам остался на земле работать. 
Народное движение по сбору средств в Фонд обороны в Краснопартизанском районе началось в декабре 1941 года. Из архивных данных известно, что на общем собрании труженики колхоза «20 лет Октября» соседнего поселка Мокродола решили выделить из общественного хозяйства 4 000 рублей на строительство танка. Кроме того, обязали каждого колхозника внести на эти цели не менее 341 рубля и несколько билетов денежно-вещевой лотереи купить. 
Постепенно население активизировалось. Инвалид Макар Трофимович Дегтяренко из села Мияцкого внес в Фонд обороны 600 рублей. Его примеру последовали другие. За два дня жители Мияцкого 23 000 рублей собрали. Районная газета «Краснопартизанская коммуна» сообщала о каждом жертвователе. 
Личный вклад 
— Думаю, что дед последовал примеру земляков. Читать и писать он умел, газеты читал, обстановку знал. Потому в декабре 1944 года написал телеграмму Иосифу Сталину и отправил в Москву, прямо в Кремль, — рассказывает внук Лисовца. 
В телеграмме крестьянин из российской глубинки написал, что он воодушевлен историческими победами Красной армии и готов выделить для госпиталей Москвы, Чкалова и Куйбышева три тонны моркови, трех овец и тридцать килограммов меда. 
Вскоре от Сталина пришел ответ: «Примите мой привет и благодарность Красной армии, тов. Лисовец, за вашу заботу о Красной армии». 
Благодарили деда-огородника и бойцы, находившиеся на лечении в госпиталях. В феврале 1945 года Никифор Лисовец получил письмо от майора Суриса: «Уважаемый Никифор Денисович! От имени раненых бойцов и офицеров Красной армии, находившихся на излечении в госпитале № 4955 в городе Чкалове, командование госпиталя выражает Вам искреннюю благодарность за Ваш скромный подарок -18,7 килограмма меда, который вы подарили для поправки наших славных воинов. Ваш патриотический поступок раненые оценили. Со своей стороны, желаю Вам здоровья и долгих лет жизни. Командование надеется, что Вы и впредь будете держать связь с госпиталем до той поры, пока мы не одержим полную победу над гитлеровской Германией». Это письмо было опубликовано в газете «Краснопартизанская коммуна». 
Память жива 
Интерес к личности деда-огородника у его потомков появился в конце 60-х годов прошлого века после публикации архивных сведений в газете Асекеевского района «Заветы Ильича». 
— К тому времени дед уже умер. Мы узнали о нем и его делах от отца и от бабушки Анастасии Давыдовны. Начали искать среди домашних фотографий и документов телеграмму от Сталина, но не нашли. Не думали тогда о ее исторической ценности, — вздыхает Николай Васильевич Лисовец. 
А вот остатки дома в лесу сохранились. И сейчас можно прикоснуться к разрушающемуся фундаменту и вспомнить все: историю семьи, огороды, морковь, огурец… Все, чем жил дед Лисовец. 

 

Никифор Денисович Лисовец — потомок украинских переселенцев, прибывших в Оренбургскую губернию в XIX веке. Историю славного рода продолжают 10 внуков и 13 правнуков. 

 

6 глав 1 1 150x150 - Дед Лисовец продавал огурец Пункты приема продуктов были развернуты в каждом районе Чкаловской области. 

 
 

 

Чкаловцы — воинам Красной армии 
О том, как жители Чкаловской области поддерживали воинов на полях сражений, в районных и областном архивах сведений много. Они не только в газетных заметках, но и в партийных документах, в протоколах собраний рабочих и крестьян… 
По инициативе коллектива железнодорожного депо станции Оренбург и колхоза «Красный меринос» Мустаевского района был объявлен сбор теплых вещей и подарков для воинов, находящихся на фронте. 
Труженики области, понимая важность и своевременность этого начинания, собрали овчинные и меховые жилеты, фуфайки, кожаную обувь, различное белье, одеяла, шинели, 
подштанники. Всего 4 000 телогреек, 6 000 свитеров, 
2 000 пар валенок, 3 000 комплектов теплого белья, 7 000 шапок. Итого 50 000 единиц. 
В конце 1941 года делегация во главе с секретарями горкома и обкома партии выезжала на Калининградский фронт для передачи подарков. 
К праздникам трудящиеся Чкаловской области посылали на фронт индивидуальные посылки с угощениями. Их готовила каждая семья. Печенье, табак, кисеты, теплые варежки, носки, носовые платки, портянки, воротники, писчая бумага, конверты, карандаши, нитки… Все, что могло пригодиться бойцам на фронте. 
Организованным порядком через магазины сети «Гастроном» были закуплены продуктовые наборы на сумму 500 млн рублей. В них — 
колбасы, корейка, печень, сушки, конфеты, вино, махорка, папиросы. 
В числе подарков было отправлено также 50 часов с гравировкой «Герою Отечественной войны» и восемь портсигаров из яшмы. Всего из города Чкалова было отправлено более 34 000 подарков. 
К празднику 24-й годовщины Красной армии из нашей области на фронт было отправлено 72 494 подарка общим весом 207 тонн. Эшелон с посылками состоял из 23 вагонов. 
Новогодних подарков из Чкаловской области в действующую армию было отправлено 150 тонн. 
      

Людмила Яковлева.

Добавить комментарий