Впервые в новейшей истории России военная авиация готова принять на службу девушек. В Краснодарском военном авиационном училище в настоящее время проходит жесткий отбор претенденток на обучение. В числе кандидатов — оренбурженка Алина Жармуканова.
О наборе военных летчиц министр обороны Сергей Шойгу заявил на авиашоу в честь Дня Воздушно-космических сил 12 августа этого года. Сразу после этого в военные комиссариаты всех регионов страны поступила информация о приглашении кандидатов женского пола, поступавших в 2017 году в военные вузы, но не прошедших по конкурсу, вновь попытать счастья. На предложение стать курсантом Краснодарского военного авиационного училища откликнулась Алина Жармуканова из поселка Новоорска. Она стала единственной кандидаткой из Оренбургской области в числе 150 девушек из Москвы, Владикавказа, Брянска, Краснодара, Пятигорска и других городов страны.
Алина Жармуканова еще в девятом классе твердо решила связать свою жизнь с военным делом и уже тогда вариант поступления в гражданские вузы даже не рассматривала. Свой выбор Алина всегда объясняла желанием служить в армии, быть нужной своей стране, а еще романтикой неба и красивой формой.
— Не знаю, почему у моей дочери появились любовь к самолетам и интерес к военной службе. Я старалась, чтобы она выросла женственной и утонченной, в музыкальную школу отдала. А дочь предпочла музыке тренажерный зал, волейбол, стрельбу из «воздушки» и прыжки с парашютом, —
рассказывает мама Алины Баянслу Жармуканова.
Женщина предполагает, что у дочки проснулись папины гены. Он был капитаном внутренних
войск, служил в МЧС, погиб совсем молодым.
Матери очень тяжело смириться с выбором Алины. Она до сих пор с содроганием вспоминает, как отпускала дочь на занятия в орский аэроклуб «Стрижи» за 45 километров от дома, как сердце переставало биться от одной только мысли, что ее девочка прыгает с парашютом с высоты тысячи метров.
Теперь все это в прошлом. В настоящее время Алина Жармуканова находится в Краснодарском военном училище. Живет в казарме вместе с девчонками, такими же, как она, влюбленными в небо и самолеты и решившими стать летчицами. Конкурс — десять человек на место. На учебу возьмут только пятнадцать. Результаты ЕГЭ по математике, русскому языку и физике — это лишь часть вступительных экзаменов. Для будущих летчиц важны профессионально-психологическая и физическая подготовка. Хорошо, что бег на разные дистанции и упражнения на пресс — 55 раз в минуту — для Алины привычное дело.
— Все клево! Все нравится! Вчера впервые оказалась за штурвалом самолета. Имитация, конечно, военно-транспортного «Ил-76», но все равно дух захватывает. Столько в нем датчиков, кнопок! —
взахлеб рассказывает Алина Жармуканова. — Нас проверяли на стрессоустойчивость, годность к летной работе. Конечно, я очень волнуюсь за профотбор. Мне кажется, это самое тяжелое испытание из всех, что предстоит преодолеть.
Во время прохождения военно-летной комиссии Алине вместе с другими претендентками на зачисление предстоит пройти не менее 16 дополнительных медицинских исследований. Самое серьезное — барокамера, где имитируется подъем на высоту 5000 метров. В барокамере надо выдержать 20 минут и не потерять сознание. На этом этапе срезаются до 10% абитуриентов-юношей. И еще будет вращающееся кресло Барани, где проверят вестибулярный аппарат. Эту пытку с неподражаемой гримасой на лице вспоминают даже седовласые генералы-авиаторы.
Результаты отбора станут известны 1 октября. Те, кто будет зачислен, наденут военную форму, примут присягу и пять лет наравне с юношами будут изучать авиационное дело. Без всяких поблажек.
Примеров отважных женщин-летчиц история отечественной авиации насчитывает сотни. Особенно много их было в годы Великой Отечественной войны. Лидия Литвяк, Полина Осипенко, Евгения Руднева, Марина Раскова… Женский авиаполк наводил ужас на врага и получил название «ночные ведьмы».
Обучение девушек профессии военных летчиц наравне с мужчинами в современной истории до сегодняшнего дня казалось утопией. Теперь это реальность.
Людмила Яковлева.