На смену словам приходят картинки

Смайлики, эмодзи, стикеры, гифки — без этих символов и картинок представить современное общение невозможно. Ими мы дополняем, а порой и полностью заменяем слова, общаясь между собой в чатах, социальных сетях и мессенджерах. О том, как под влиянием Интернета меняются язык и культура общения, мы беседуем с доцентом кафедры русского языка Оренбургского государственного педагогического университета Петром Якимовым.
-Петр Анатольевич, почему примитивные рожицы и незамысловатые картинки в последнее время стали неотъемлемой частью нашего общения?
— Язык, как любой живой естественный организм, постоянно развивается по определенным законам. Один из них — закон экономии речевых усилий. Общаясь в социальных сетях и различных чатах, гораздо быстрее поставить смеющуюся рожицу, чем писать, как повеселила тебя шутка. Плачущая физиономия также без слов донесет виртуальному собеседнику твое настроение. Такая экономия речевых усилий стала очень актуальна в связи с развитием у современного поколения клипового мышления — восприятия мира через короткие яркие образы и послания. Ритм жизни настолько высок, что молодые люди вынуждены одновременно отвечать на сообщение в соцсети, решать задачу, разговаривать по телефону и т. д. Совместить все это можно только одним способом — быстрым переключением с одной задачи на другую, извлекая только самую главную информацию. В такой ситуации символы — замечательное подспорье.
— Правда ли, что картинки вместо слов чаще используют представительницы женского пола?
Это действительно так. Ведь смайлики, эмодзи и стикеры используются не только в целях экономии времени, но и для наполнения виртуального разговора эмоциями. Собеседники общаются, не видя лиц друг друга, глаз, эмоций. Вот и заменяют мимику картинками. Ни для кого не секрет, что женщины намного эмоциональнее мужчин. Потому и картинок в их переписке больше. Они довольно ярко передают душевное состояние.
— Чрезмерное употребление картинок вместо букв возвращает нас в первобытные времена к пиктографическому письму?
Такое мнение сегодня довольно распространено. Но особого повода для беспокойства оно не вызывает. Во-первых, потому что далеко не все поголовно используют в общении смайлы и эмодзи. Во-вторых, мода на них наверняка пройдет. Помните, как в 90-е годы все «забивали стрелки» и «мочили врагов в сортире»? Эти и другие обороты можно было услышать не только из уст обычных людей на улице, их произносили официальные лица с экранов телевизоров, они печатались в газетах и журналах. Все эти ваучеры, пейджеры… Еще несколько лет назад казалось, что без этих слов обойтись невозможно. А теперь молодежь даже значения этих слов не знает. Скорее всего, забудутся и смайлы со стикерами и гифками. Их просто вытеснят новые технологии и возможности. Видеозвонки, например.
— Угрозы для языка символы не несут?
— Конечно, нет. Язык постоянно изменяется и развивается. Доказательство этому — множество современных произведений, написанных грамотным русским языком. Ежегодно язык пополняется тремя-четырьмя тысячами слов. А смайлики и стикеры дополняют их и существуют с ними параллельно.
Вызывает тревогу лишь чрезмерное употребление символов молодежью. Многие компенсируют знаками свою необразованность, незнание правил русского языка и скудный лексический запас. Эллочка-Людоедка из «Двенадцати стульев» хоть 30 слов произносила, а некоторые и этого не могут сделать. Но и в таких случаях лучше уж красивая картинка, чем слово, написанное с большим количеством ошибок.
— В каких сферах общения использование смайликов и картинок недопустимо?
В первую очередь, в официальной переписке. Ну и конечно, в случаях, когда один человек хочет выразить причастность к событиям, происходящим в жизни другого. Вряд ли кому-то приятно получить плачущий смайлик вместо искренних слов соболезнования, например. Важно помнить, что никакая картинка не сможет заменить ощущение дружеских объятий и не передаст искреннюю улыбку.
— Каких изменений в языке следует ожидать в ближайшее время?
Предсказать что-то конкретное в лингвистике невозможно. Однако ясно, что в ближайшие годы язык продолжит пополняться иностранными словами.

Петр Якимов: «Наряду с познанием и освоением новых способов общения не следует пренебрегать чтением классической литературы. Это спасет нас от возвращения к пиктограммам первобытных людей».

Шпаргалка
Эмодзи — язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах. Этот графический язык, где вместо слов используются сочетания картинок, появился в Японии и распространился по всему миру.
Смайлик — это изображение человеческих эмоций на письме с помощью знаков пунктуации и специальных символов.
Гифка — это формат для изображений, используемый в виде движущихся картинок, созданных из видео или нарисованных из нескольких чередующихся кадров.
Стикер — это изображение, передающее эмоции и действия, которое можно отправить собеседнику в интернет-диалоге.

Записала Марина Сенченко.

Добавить комментарий