Учителя Саверовской школы Гайского городского округа вынуждены добираться до места работы на перекладных.
Наталья Андреева — учитель начальных классов. Ее педагогический стаж 29 лет. Женщина живет в Гае, а работает в основной образовательной школе села Саверовка, которое находится в 11 километрах от города. Чтобы добраться до места работы, педагог к половине восьмого утра приходит на остановку, откуда отправляется маршрутный автобус. Вот только автобус в последнее время подводит: то приезжает с солидным опозданием, то и вовсе «прогуливает».
— В селе я работаю шесть лет. Когда-то добиралась до Саверовки на большом муниципальном автобусе, который исправно ходил по маршруту три раза в день. Потом пассажирские перевозки были переданы в частные руки. Предприниматель заменил автобус «газелью», и начались проблемы, — рассказывает Наталья Андреева. — Ждешь транспорт, а его нет. Уже на остановке экстренно приходится принимать решение: на попутке добираться или такси вызывать.
Расходы не по доходам
Минимальная стоимость одной поездки на такси — 150 рублей, хотя чаще всего приходится платить 180-200 рублей, чтобы добраться до школы. А еще ведь и обратно домой нужно ехать. Так каждый день учителя тратят на проезд не менее 300 рублей, за неделю получается более 1 500 рублей, а за месяц свыше 6 000 набегает. При учительской зарплате размером 10-12 тысяч рублей это более чем существенная сумма.
Коллегами Натальи Андреевой по несчастью являются еще двое преподавателей: иностранного языка и химии-биологии. С целью удешевления проезда педагоги скидываются и нанимают такси сообща.
Дорога обратно, из Саверовки в Гай, также непредсказуема. Возвращаться домой после уроков еще сложнее. График движения единственной «газели» в дневное время не совпадает со школьным расписанием.
— Шесть уроков заканчиваются после 14.00, а автобус отправляется в город в 13.00. Приходится задерживаться до вечера, либо вновь вызывать такси, — рассказывает Гузель Жидик, учитель химии и биологии Саверовской школы. — А еще ведь бывают родительские собрания, педагогические совещания, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия… В общем, чаще всего успеть на маршрутку нереально.
Кадровый голод
Саверовские педагоги уже испробовали все способы решения транспортной проблемы. За помощью обращались и к директору школы, и в городской отдел образования. Писали заявления с просьбой компенсировать транспортные расходы. Но руководители внятно объяснили, что на эти цели финансирование не предусмотрено.
— В школьном фонде вообще денег не хватает. Мы даже картриджы в принтерах заправляем за свой счет. Развозки у нас нет. Школьный автобус возит учеников старших классов в Репинскую школу. Но это в другую сторону от Гая, — рассказывают учителя Саверовской школы.
Педагоги признаются, что устали преодолевать трудности и все чаще подумывают о том, чтобы сменить Саверовку на Гай. Вакансии в городе есть. Преданных своему делу людей в маленькой сельской школе удерживает лишь любовь к детям и своей профессии. На сегодняшний день у саверовских ребятишек нет учителей физики и информатики. Если еще три педагога уволятся, то школу придется закрывать.
На последнем дыхании
Транспортная проблема существует в Гайском городском округе давно. Сейчас муниципальные маршруты обслуживают три перевозчика. Они связывают Гай с населенными пунктами округа. Один автобус обслуживает по два-три маршрута. Машины старые, давно отработавшие свой ресурс. Потому ломаются автобусы часто. А заменить сломавшееся транспортное средство нечем. Обновление пассажирского автопарка в ближайшие годы не предвидится. Денег на это нет.
— Новый пазик стоит около двух миллионов рублей. Пассажиров немного, потому вложенные средства не скоро вернутся, — объясняют перевозчики. — А если учесть расходы на сезонную «резину», зарплаты водителям и кондукторам, страховки и прочие накладные расходы, то становится понятно, что от бизнеса сплошные убытки. Даже на техобслуживание транспорт поставить вовремя не всегда удается.
Организация пассажирских перевозок давно вызывает недовольство у жителей Гайского городского округа. Но выхода из сложившейся ситуации пока никто не знает. Желающих работать в этой сфере бизнеса нет.
В настоящее время о своем желании участвовать в торгах заявил только один предприниматель. У других транспорта нет.
— Проблему с Саверовкой попробуем все-таки решить, — пообещали в администрации Гайского городского округа. В июне одно из предприятий планирует передать несколько автобусов в муниципальный автопарк. Предприниматели смогут брать их в аренду и организовывать перевозки по межмуниципальным маршрутам.
Людмила Яковлева.