Больной, не нервничайте!

Знаете, есть такой анекдот. Пациент спрашивает у врача:
— Ну и сколько же мне осталось?
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку, ку…
— Доктор, вы что, совсем долбанулись?!
…Практически все мои друзья — врачи. Кого только среди них нет, начиная от стоматолога и заканчивая реаниматологом. Даже патологоанатом есть, если что… Помирать я пока не планирую, но знать, что у меня в организме изменилось и какая часть тела вышла или вот-вот выйдет из строя, недавно захотела.
Не желая напрягать друзей-медиков, решила позвонить в поликлинику по месту жительства и записаться на диспансеризацию. И что же вы думаете?
— 1962 год рождения в настоящее время не обследуют, — четко ответили мне на том конце провода.
А при чем тут, скажите, вообще год рождения?! Уверена, что те, кому в этом году «положено», не больно-то в очередь выстроились. Вот и взяли бы меня…
Спрашиваю, что делать, если я хочу анализы сдать, узи сделать. А в ответ слышу: «Женщина, здесь люди ра-бо-та-ют! Анализы она хотела сдать… Запишитесь к участковому врачу и послушайте, что она вам скажет!»
Я сразу представила гневное лицо терапевта, которому я сообщу, что жаловаться мне особо не на что, я просто хочу знать о своем здоровье немного больше, чем знаю… Да и о хворях моих рассказывать доктору бесполезно. Она не станет со мной беседовать. В лучшем случае запишет все мои слова в карточку. Вот и получается это самое «ку-ку» из анекдота. А как хочется не в коридоре узнать результаты анализа мочи, а наедине в кабинете услышать человеческие слова, а не термины; понять, в связи с чем появляются отеки по утрам; обсудить особенности лечения и профилактики болезни.
Я — взрослая тетка и сама — училка, но обычно чувствую себя перед врачами как провинившийся школьник перед директором. За те немногие обращения в государственные медучреждения я сделала вывод: врачи нас не просто не любят, они нас тихо ненавидят (да простят меня мои друзья…). Мы — раздражающий фактор, который каждые 15-20 минут появляется перед ними, чтобы начать ЖАЛОВАТЬСЯ.
Я все понимаю: врачи крайне загружены бумаготворчеством, компьютеризацией, проверками, планами и статотчетами. Ну а нам-то что делать? Ведь кроме них нам и податься некуда. Да, в платной медицине сегодня консультируют качественнее. И, когда уж сильно припрет, заплатишь и пойдешь к светилам за деньги. Но не все же могут пойти и не всегда. Так почему же те, кто принимает нас по месту жительства, не хотят видеть в нас собеседников?
Мой знакомый преподаватель московского мединститута делился как-то большой педагогической проблемой. Выяснилось, что врачи, искренне уважая своих пациентов и заботясь о них, не могут продемонстрировать свое доброе отношение. Говоря простым языком, они не умеют вести беседу, РАЗГОВАРИВАТЬ.
Оказывается, во всем мире врача с пациентом учат общаться так же, как оперировать или делать перевязки. Весь медперсонал «там» учат слушать, проявлять заинтересованность, совместно с пациентом принимать решения и выбирать пути и способы лечения болезни. В нашей же обязательной программе медицинской подготовки такого предмета нет.
В продвинутых в медицинском отношении странах считают, что навыки общения с пациентом — одно из направлений повышения квалификации врача на протяжении всей его профессиональной жизни. У нас же общение доктора с пациентом основано на четырех базовых вопросах: на что жалуетесь? чем болели в детстве? есть ли аллергия на лекарства? сможете ли купить необходимый препарат? Ни тебе диагноза, ни обсуждения методов лечения, ни заинтересованного сочувствия. «А для чего это? — искренне удивляются люди в белых халатах. — Все, что нужно, в карточке записано. А поговорить — это к психотерапевту!» Кстати, писать, похоже, врачей тоже не научили. Это тарабарщина просто какая-то, представленная в виде арабской вязи, китайских иероглифов или вообще логографии шумерских племен. Как учителю русского языка, мне больно на это смотреть. Так изуродовать каллиграфию родного языка могут только врачи! И все для того, чтобы мы, не дай бог, не прочитали свой диагноз…
В общем, поговорив с регистратором, я совсем растерялась. Как же быть-то? И вспомнила, как пожилая женщина, работавшая в прошлом медсестрой, рассказывала мне, что на приеме у врача она всегда притворяется глухой, чтобы узнать о себе немного больше, чем ей сообщат официально. Придется перенимать опыт…
Галина Широнина.

 

Добавить комментарий