Ученики Жанаталапской школы Беляевского района на уроках по краеведению учатся собирать казахскую юрту.
Село Жанаталап считается многонациональным, но большая часть населения — казахи. Еще с давних времен они обитали в этих местах, занимались скотоводством, кочевали по бескрайней степи, но на зимовку всегда возвращались. Жилище у них легкое, мобильное, и собирать-разбирать его нужно было уметь быстро.
— В основе юрты ни одного гвоздочка — вся конструкция держится на сыромятных ремнях. Чтобы юрта крепко стояла, узлы должны быть крепкими. Волосяные канаты делаются из грубой шерсти овец и верблюдов. Сейчас дети научились завязывать узлы уже без помощи взрослых, — рассказывает директор Жанаталапской основной общеобразовательной школы Марсель Дияров. — Весь процесс контролируют педагоги, помогают и подсказывают.
Его ученики не только самостоятельно ставят юрту, но и мастерят своими руками детали и для ее украшения в соответствии с национальными традициями. Устройство юрт у всех кочевых народов одинаковое, а вот в убранстве имеются существенные отличия. Погрузившись в быт предков, девчонки и мальчишки все больше и больше интересуются историей.
— Издавна казахским орнаментом были узоры, напоминающие бараньи рога. На следующем уроке мы как раз будем учиться их рисовать, а потом вышивать, чтобы юрта стала красивее и уютнее, — рассказывает ученица седьмого класса Элина Куксеубаева.
Уроки «Мое Оренбуржье», разработанные по программе с этнографическим направлением, проводятся в Жанаталапской школе один раз в неделю. Они знакомят ребят с историей родного края, с национальной культурой, с традициями и обычаями предков.
— Я многое узнала, например, о войске Тамерлана, которое стояло в наших степях перед битвой с Золотой Ордой, — делится впечатлениями семиклассница Жанна Плаксина.
Занятия в рамках проекта «Мое Оренбуржье» начались у ребят летом, в этнографическом лагере «Тайны оренбургских кулпытасов», который действовал на базе Жанаталапской школы. Ребята разных национальностей изучали культуру казахского народа и секреты национальной кухни, играли в народные игры. К началу учебного года дети научились устанавливать юрту, готовить несколько национальных блюд, освоили основы традиционного ремесла — валяния войлока и изготовления атрибутов для игры «асыки». Посетили и старинные захоронения — кулпытасы, занося всю полученную информацию в полевые дневники наблюдений. Теперь уже в рамках школьной программы юные этнографы продолжают расширять свой кругозор по истории, краеведению и экологии.
На сбор юрты ученикам требуется всего 20-25 минут. А вот с украшениями и убранством приходится повозиться.
Ирина ФООС.