Сколько дней работать нужно? 

6 глав 1 - Сколько дней работать нужно? 

В последние месяцы россияне активно обсуждают идею о введении четырехдневной рабочей недели. О возможном изменении режима труда и отдыха, причинах и следствиях этого корреспондент «ОС» беседует с председателем Федерации профсоюзов Оренбургской области Ярославом Чирковым. 
— Ярослав Анатольевич, идея перехода на четырехдневную неделю сегодня кажется фантастической. Какова вероятность, что когда-нибудь она воплотится в реальность? 
— Да, заявление, которое премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал на Международной конференции труда в Женеве, вызвало бурные обсуждения. Но ведь в благополучные последствия отмены крепостного права в 1861 году в России тоже мало кто верил. Все считали, что сельское хозяйство потерпит крах. Но ничего подобного не произошло. Таким же нереальным когда-то выглядело решение о восьмичасовом рабочем дне. Тем не менее оно было исполнено, и экономика при этом не рухнула, и люди не пустились во все тяжкие в свободное время… Потому и задумка сократить рабочую неделю до четырех дней вполне может быть осуществима. Все предпосылки для этого сегодня имеются. Повсеместная автоматизация и роботизация постепенно ведут к уменьшению потребности в человеческом труде. Все чаще на производствах вводятся гибкие графики, многие сотрудники работают «на удаленке» или вызываются по мере необходимости. 
— Как Федерация профсоюзов относится к идее премьер-министра? 
— Мы считаем, что ничего плохого в том, что человек будет больше отдыхать, нет. Это уменьшит психологический стресс, который люди получают на фоне увеличения информационной нагрузки, позволит больше времени проводить с семьей… Неслучайно во всем мире наблюдается тенденция к сокращению рабочего времени. Кстати, европейские страны с наименьшей продолжительностью трудовой недели (27-37 часов) находятся на высоком уровне социально-экономического развития. Почему бы нам не последовать их примеру? Главное, не допустить при этом снижения заработной платы и увеличения продолжительности рабочего времени в оставшиеся четыре дня. 
— Наверняка существует множество подводных камней, о которых большинство работяг просто не догадываются… 
— Да, действительно, все не так просто. Думаю, что переход на четырехдневку — это тема не завтрашнего и даже не послезавтрашнего дня. Хорошо бы, если бы лет через десять все случилось! Изменение системы труда и отдыха требует ответов на множество вопросов. Например, как школы, больницы и другие социальные учреждения должны работать? Представители бизнеса тоже призадумались. Сократить объем товаров и услуг они не могут, оплачивать пятый рабочий день по двойному тарифу, как выходной, им не выгодно. Дополнительные расходы приведут к повышению стоимости товаров и услуг. 
Следует подумать и об организации свободного времени в дополнительный выходной день. Как бы он не стал поводом для пикников и праздников с распитием спиртных напитков… Надеемся, что множество институтов, действующих в нашей стране, ответят на все поставленные вопросы, прежде чем будут приняты кардинальные решения. 
— Какие-то конкретные действия для перехода на четырехдневную рабочую неделю уже предпринимаются? 
— Инициатива в ближайшее время будет обсуждаться на совещании в федеральном министерстве труда. Пока в тестовом режиме планируется сократить рабочую неделю на 266 предприятиях малого и среднего бизнеса из 30 регионов России. Это предприятия, которые включены в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». В Оренбургской области в проекте участвуют пять частных компаний. Ни одну из них о предстоящем тестировании четырехдневки пока не извещали. 

 

Ярослав Чирков: «Большинство оренбуржцев не против трех выходных дней в неделю. Однако многие опасаются, что в зарплате после такой реформы потеряют. В благие начинания народ давно не верит». 

  
Записала Марина Сенченко.

Добавить комментарий