В последние годы активно совершенствуется нормативно-правовая база медико-социальной экспертизы (МСЭ). Упрощается процедура и сокращаются сроки освидетельствования граждан. Особенно много изменений произошло в этом году.
Для сокращения времени принятия экспертных решений налажен обмен документацией между медицинской организацией и учреждением МСЭ без участия гражданина. Срок передачи — три рабочих дня. Пока обмен производится курьерской службой. В скором времени должен быть налажен электронный документооборот по защищенным каналам связи.
С этой же целью для лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, сокращен срок проведения экспертизы до трех рабочих дней от даты поступления документов в бюро МСЭ. Цель этого — ускорить обеспечение граждан с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями необходимыми техническими средствами реабилитации (ТСР) и мерами социальной поддержки, в том числе бытовыми, медицинскими, психологическими, педагогическими, правовыми и другими услугами за счет федерального и регионального бюджетов.
Для граждан, перенесших первичную ампутацию конечностей, также с целью обеспечения в короткий срок протезами проведение МСЭ сокращено до трех дней.
Для исключения излишних экспертиз в Правила признания лица инвалидом введен перечень заболеваний, при которых срок инвалидности «бессрочно» (до достижения возраста 18 лет) должен устанавливаться при первичном освидетельствовании.
С двух до семи увеличен перечень заболеваний со сроком пять лет для категории «ребенок-инвалид». Определен перечень из двух заболеваний (по одному при первичном и повторном освидетельствовании), когда срок инвалидности устанавливается «до достижения возраста 14 лет». Всем без исключения детям с инсулинозависимым сахарным диабетом инвалидность должна быть установлена до достижения совершеннолетия (18 лет). С этой же целью сокращен с четырех до трех лет срок наблюдения за эффективностью реализованных мер реабилитации. Условие: на протяжении трех лет должны быть одни и те же основания для инвалидности, одна и та же группа и объективно доказана невозможность устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности.
Урегулирован вопрос, связанный с опасениями инвалидов, что при освидетельствовании по цели «разработка индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида» (ИПРА) одновременно будут рассматриваться другие вопросы инвалидности. Измененные Правила признания лица инвалидом определили: изменения в ИПРА вносятся без пересмотра причины, группы или срока инвалидности.
Кроме того, определены случаи, когда МСЭ проводится без оформления направительных документов в медицинских учреждениях. Сюда входят уточнение в ИПРА характеристик рекомендованных ранее средств реабилитации в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), назначение в ИПРА ребенку-инвалиду ТСР из числа немедицинских изделий, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. В обоих случаях достаточно с заявлением обратиться в учреждение МСЭ. И лишь когда ТСР из средств (части средств) материнского (семейного) капитала относится к медицинским изделиям, а ребенок-инвалид был освидетельствован больше года назад, тогда к заявлению прикладывается справка медицинской организации установленной формы, где указаны основной диагноз и нуждаемость именно в этом средстве или услуге.
Для обеспечения доступности государственной услуги по проведению МСЭ определен перечень из 14 очень тяжелых заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, инвалидность в случае которых должна устанавливаться при заочном освидетельствовании по документам, представленным медицинским учреждением. Определено, что территориальная удаленность бюро МСЭ или отсутствие регулярного транспортного сообщения тоже являются основанием для заочной экспертизы.
Работа в направлении «физическая доступность МСЭ» продолжается. В частности, Минтруд уже продекларировал возможность дистанционного, с использованием Интернета, проведения процедуры освидетельствования, что будет очень удобно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Учитывая, что основной причиной отказа в установлении инвалидности является заполнение направительных документов с ошибками, неточностями, несоответствиями и отсутствием необходимых результатов диагностических исследований, от которых во многом зависит экспертное решение, Минтрудом России совместно с Минздравом России был утвержден перечень обследований, результаты которых медицинская организация обязана отразить в направительных документах. С целью контроля исполнения обязательного стандарта обследования с июля 2019 г. учреждения МСЭ России заключили соглашения с территориальными Фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС) об информационном взаимодействии. С этого времени все случаи явно некорректного заполнения направительных документов передаются учреждениями МСЭ в ФОМС для экспертной проверки.
Для сохранения активной жизненной позиции инвалидов с лета 2019 г. в каждом учреждении МСЭ человеку с инвалидностью или его законному (уполномоченному) представителю предлагается помощь в создании личного кабинета. В личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России и в мобильном приложении открыт доступ к федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», где предусмотрен личный контроль инвалида за реализацией всех разделов ИПРА. А также есть возможность обратной связи, которая позволяет оперативно обращаться в федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и получать ответы на запросы. Кроме того, здесь инвалид может оставить отзыв о качестве оказанных ему государственных услуг, в том числе о качестве проведения медико-социальной экспертизы.
Доступность информации — очень современное и своевременное решение. Сложность может быть в одном — пожилые люди с трудом осваивают компьютерную технику. Поэтому сотрудники социальной защиты готовы предложить взаимодействие, и уже есть практика организации помощи. В Оренбургской области всем неработающим и желающим пенсионерам услуга предоставляется бесплатно в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан в Оренбургской области по обучению компьютерной грамотности в 2019 г.».
Однако есть несколько насущных, но пока не решенных вопросов.
— Сейчас категория инвалидности «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии нарушенных функций в размере 40 и выше процентов, хотя степень зависимости ребенка от помощи других лиц при нарушении функций в 40 % и 90-100 % разная. Надеемся, что новый закон об инвалидности, который должен вступить в силу с 1 января 2020 года, будет учитывать разную потребность в социальной поддержке и позволит уйти от усредненности государственной помощи.
— Сегодня дорогостоящие лекарства бесплатно можно получить только при наличии инвалидности. В ходе приема препаратов состояние инвалида стабилизируется вплоть до утраты оснований для подтверждения статуса «инвалид». Но отсутствие возможности продолжать поддерживающую терапию может вновь ухудшить его состояние.
Этот замкнутый круг можно разорвать, в корне изменив систему бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО), где в основе должно быть не наличие инвалидности, а наличие заболевания.
Исключение прямой зависимости ЛО от инвалидности значительно снизит социальную напряженность, уменьшит число граждан, активно добивающихся установления инвалидности, и тех, кто не удовлетворен результатами освидетельствования.
Таким образом, граждане, которым инвалидность положена по состоянию здоровья, сейчас тратят меньше времени и сил на оформление бумаг и прохождение медико-социальной экспертизы, чем, например, два года назад, а лица с установлением пролонгированного срока инвалидности теперь вовсе освобождены от оформления документов.
Т. П. Рафикова, О. А. Гамова, Т. Н. Смагина, ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России, г. Оренбург.