Медико-социальная экспертиза: новшества и преобразования 

pic02566 01 - Медико-социальная экспертиза: новшества и преобразования 

В последние годы активно совершенствуется нормативно-правовая база медико-социальной экспертизы (МСЭ). Упрощается процедура и сокращаются сроки освидетельствования граждан. Особенно много изменений произошло в этом году. 
Для сокращения времени принятия экспертных решений налажен обмен документацией между медицинской организацией и учреждением МСЭ без участия гражданина. Срок передачи — три рабочих дня. Пока обмен производится курьерской службой. В скором времени должен быть налажен электронный документооборот по защищенным каналам связи. 
С этой же целью для лиц, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи, сокращен срок проведения экспертизы до трех рабочих дней от даты поступления документов в бюро МСЭ. Цель этого — ускорить обеспечение граждан с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями необходимыми техническими средствами реабилитации (ТСР) и мерами социальной поддержки, в том числе бытовыми, медицинскими, психологическими, педагогическими, правовыми и другими услугами за счет федерального и регионального бюджетов. 
Для граждан, перенесших первичную ампутацию конечностей, также с целью обеспечения в короткий срок протезами проведение МСЭ сокращено до трех дней. 
Для исключения излишних экспертиз в Правила признания лица инвалидом введен перечень заболеваний, при которых срок инвалидности «бессрочно» (до достижения возраста 18 лет) должен устанавливаться при первичном освидетельствовании. 
С двух до семи увеличен перечень заболеваний со сроком пять лет для категории «ребенок-инвалид». Определен перечень из двух заболеваний (по одному при первичном и повторном освидетельствовании), когда срок инвалидности устанавливается «до достижения возраста 14 лет». Всем без исключения детям с инсулинозависимым сахарным диабетом инвалидность должна быть установлена до достижения совершеннолетия (18 лет). С этой же целью сокращен с четырех до трех лет срок наблюдения за эффективностью реализованных мер реабилитации. Условие: на протяжении трех лет должны быть одни и те же основания для инвалидности, одна и та же группа и объективно доказана невозможность устранения или уменьшения степени ограничения жизнедеятельности. 
Урегулирован вопрос, связанный с опасениями инвалидов, что при освидетельствовании по цели «разработка индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида» (ИПРА) одновременно будут рассматриваться другие вопросы инвалидности. Измененные Правила признания лица инвалидом определили: изменения в ИПРА вносятся без пересмотра причины, группы или срока инвалидности. 
Кроме того, определены случаи, когда МСЭ проводится без оформления направительных документов в медицинских учреждениях. Сюда входят уточнение в ИПРА характеристик рекомендованных ранее средств реабилитации в связи с изменением антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), назначение в ИПРА ребенку-инвалиду ТСР из числа немедицинских изделий, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала. В обоих случаях достаточно с заявлением обратиться в учреждение МСЭ. И лишь когда ТСР из средств (части средств) материнского (семейного) капитала относится к медицинским изделиям, а ребенок-инвалид был освидетельствован больше года назад, тогда к заявлению прикладывается справка медицинской организации установленной формы, где указаны основной диагноз и нуждаемость именно в этом средстве или услуге. 
Для обеспечения доступности государственной услуги по проведению МСЭ определен перечень из 14 очень тяжелых заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, инвалидность в случае которых должна устанавливаться при заочном освидетельствовании по документам, представленным медицинским учреждением. Определено, что территориальная удаленность бюро МСЭ или отсутствие регулярного транспортного сообщения тоже являются основанием для заочной экспертизы. 
Работа в направлении «физическая доступность МСЭ» продолжается. В частности, Минтруд уже продекларировал возможность дистанционного, с использованием Интернета, проведения процедуры освидетельствования, что будет очень удобно для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей. 
Учитывая, что основной причиной отказа в установлении инвалидности является заполнение направительных документов с ошибками, неточностями, несоответствиями и отсутствием необходимых результатов диагностических исследований, от которых во многом зависит экспертное решение, Минтрудом России совместно с Минздравом России был утвержден перечень обследований, результаты которых медицинская организация обязана отразить в направительных документах. С целью контроля исполнения обязательного стандарта обследования с июля 2019 г. учреждения МСЭ России заключили соглашения с территориальными Фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС) об информационном взаимодействии. С этого времени все случаи явно некорректного заполнения направительных документов передаются учреждениями МСЭ в ФОМС для экспертной проверки. 
Для сохранения активной жизненной позиции инвалидов с лета 2019 г. в каждом учреждении МСЭ человеку с инвалидностью или его законному (уполномоченному) представителю предлагается помощь в создании личного кабинета. В личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России и в мобильном приложении открыт доступ к федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», где предусмотрен личный контроль инвалида за реализацией всех разделов ИПРА. А также есть возможность обратной связи, которая позволяет оперативно обращаться в федеральные и региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды и получать ответы на запросы. Кроме того, здесь инвалид может оставить отзыв о качестве оказанных ему государственных услуг, в том числе о качестве проведения медико-социальной экспертизы. 
Доступность информации — очень современное и своевременное решение. Сложность может быть в одном — пожилые люди с трудом осваивают компьютерную технику. Поэтому сотрудники социальной защиты готовы предложить взаимодействие, и уже есть практика организации помощи. В Оренбургской области всем неработающим и желающим пенсионерам услуга предоставляется бесплатно в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан в Оренбургской области по обучению компьютерной грамотности в 2019 г.». 
Однако есть несколько насущных, но пока не решенных вопросов. 
— Сейчас категория инвалидности «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии нарушенных функций в размере 40 и выше процентов, хотя степень зависимости ребенка от помощи других лиц при нарушении функций в 40 % и 90-100 % разная. Надеемся, что новый закон об инвалидности, который должен вступить в силу с 1 января 2020 года, будет учитывать разную потребность в социальной поддержке и позволит уйти от усредненности государственной помощи. 
— Сегодня дорогостоящие лекарства бесплатно можно получить только при наличии инвалидности. В ходе приема препаратов состояние инвалида стабилизируется вплоть до утраты оснований для подтверждения статуса «инвалид». Но отсутствие возможности продолжать поддерживающую терапию может вновь ухудшить его состояние. 
Этот замкнутый круг можно разорвать, в корне изменив систему бесплатного лекарственного обеспечения (ЛО), где в основе должно быть не наличие инвалидности, а наличие заболевания. 
Исключение прямой зависимости ЛО от инвалидности значительно снизит социальную напряженность, уменьшит число граждан, активно добивающихся установления инвалидности, и тех, кто не удовлетворен результатами освидетельствования. 
Таким образом, граждане, которым инвалидность положена по состоянию здоровья, сейчас тратят меньше времени и сил на оформление бумаг и прохождение медико-социальной экспертизы, чем, например, два года назад, а лица с установлением пролонгированного срока инвалидности теперь вовсе освобождены от оформления документов. 
Т. П. Рафикова, О. А. Гамова, Т. Н. Смагина, ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда России, г. Оренбург. 

Добавить комментарий