Школа жива в памяти учеников

17 глав 1024x768 - Школа жива в памяти учеников

Жительница Саракташа Людмила Яковлевна Крутских пытается восстановить память о школе, которая сгорела в феврале 1975 года. Информации об одном из старейших образовательных учреждений района и области нет ни в архивах, ни в музеях.
Однажды, перебирая семейный архив, Людмила Крутских обнаружила отлично сохранившиеся черно-белые фотоснимки. На одном из них — педагогический коллектив средней школы, которая открылась в Саракташе в 1936 году. На другом — ученики, исполняющие гимнастические упражнения. Пожилая женщина решила передать старые фотографии в районный музей. Однако краеведы отказались принять снимки, сославшись на то, что не имеют никакой информации о школе.
— На меня словно ушат холодной воды вылили. Половина пожилого населения саракташцев —
выпускники этой школы, а о ней нигде ни слова! Как будто и не было вовсе. Похоронили под завалами и забыли, — возмущается Людмила Яковлевна.
Пенсионерка решила исправить несправедливость и начала собирать материалы об учителях и учениках. Людмила Яковлевна ходила по домам пожилых односельчан, показывала им фотографии и искренне радовалась, когда кто-то узнавал педагогов и делился воспоминаниями о годах учебы в школе №1. Бывшие ученики «первой средней» доставали сохранившиеся фотографии, аттестаты. Акция памяти начала набирать обороты. Нашлись и откликнулись дети бывших учителей. Ценные сведения о старших коллегах сообщили педагоги, которым посчастливилось работать в коллективе основателей саракташской школы №1.
«Золотые» кадры
Совместными усилиями удалось восстановить имена первых учителей школы. Все они оказались высокообразованными интеллигентными людьми, сосланными в Оренбуржье как враги народа. Русский язык преподавал Иван Иванович Зорин, бывший директор Московского литературного института. Физике и математике детей учил Евгений Федотович Храповицкий, прибывший из Ленинградской военной академии им. Фрунзе. Учитель немецкого языка Александра Сергеевна Матвеева — бывший преподаватель МГУ — в совершенстве знала еще английский и французский. Уроки физкультуры в старших классах для девушек и парней проводились раздельно. Учительница Александра Максимовна Макарова, приехавшая из Коми, приобщала учеников к гимнастике. Это было для того времени довольно необычно. Даже геологии сельских детей учили. И преподавал этот предмет профессор.
Вот такой уникальный коллектив педагогов случайно подобрался в деревенской школе, когда в окрестных учебных заведениях за учительскими столами стояли люди, которые сами едва читать-писать умели.
Уроки добра и мужества
Одним из первых учеников старой школы был Петр Яковлевич Колотов. Сейчас ему 95 лет, но он хорошо помнит, как каждый день ходил учиться за четыре километра.
— Учительница немецкого языка Александра Сергеевна жила со своими двумя детьми в небольшой квартире, где странным образом помещались пианино, полки с книгами и картины русских художников, — рассказывает Петр Яковлевич.
Иногда учительница приглашала ребятишек к себе домой и рассказывала им о музыкантах: о Чайковском, о Мусоргском, о Глинке. А затем устраивала небольшие концерты. Сама играла на пианино, дочь — на скрипке, а сын — на флейте.
Ученики «первой средней» зачитывались Гоголем, Тургеневым, Джеком Лондоном и другими классиками. Многие знали наизусть стихи Маяковского, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Вместе с учителями дети закладывали парк имени Ленина. А потом в защиту своих учителей писали письмо в Москву. Послание, конечно, не дошло до адресатов. Его перехватил райкомовский работник. Дело замяли, а писари получили по подзатыльнику.
Грустный праздник
— Обидно, что нашу школу не помнят, что ее выпускники в День родной школы собираются в кафе, в квартирах друг у друга. Нас никто нигде не ждет, — вздыхает Людмила Яковлевна Крутских.
Пожилая женщина очень надеется, что публикация в газете повлияет на увековечение памяти о школе в районном музее. А может быть, бывшие выпускники соберутся и памятный знак установят на том месте, где когда-то постигали науки.
Людмила Яковлева.

Добавить комментарий